Социологические исследования в искусствоведении

6 лет ago Enottt Комментарии к записи Социологические исследования в искусствоведении отключены

Социологический метод рождается в искусствоведении в 1920-е годы как перенос готовой методологической концепции, выработанной собственно социологией, на все те явления, за изучение которых отвечает наша наука. Социологический метод (иначе: социология искусства) перетолковывает творчество, произведения, художественную жизнь как явления социально-экономической реальности. Аспекты деятельности художника, связанные с творческими и эстетическими целями, учитываются мало или вовсе игнорируются. Художник рассматривается, в основном, как участник социальной жизни, идеолог какой-то политической или церковной системы, создатель своей профессиональной карьеры и материального благополучия. Несмотря на это своеобразие и даже узость, социологический подход весьма продуктивен для объективного разностороннего понимания многих явлений и практически незаменим в случаях, когда изучается архитектура и искусство с выраженными пропагандистскими задачами, феномен официального искусства и подобные вопросы.

Социологические исследования искусства комбинируются с другими научными подходами, но на практике такие тексты встречаются редко. Социологию искусства иногда путают с историческим исследованием – из-за сходства конечной аргументации (архивные данные, письменные источники), поэтому необходимо разобраться в концепции самой социологии и ее эволюции.

Идея тщательного анализа социального механизма и отдельной научной отрасли, посвященной ему, появляется еще в XIX в. Термин «социология» (учение об обществе) был впервые употреблен О. Контом в 1839 г. На протяжении XIX столетия вклад в становление социологии вносили ученые, занимавшиеся изучением прошлого (историки, историки культуры), и создатели социально-политических учений, имевших актуальные практические цели в общественной жизни. Например, важная тенденция в социологическом знании, сформировавшаяся к последним десятилетиям XIX в., — была связана с марксизмом. Она требует специальной характеристики, так как позже, в трансформированном виде, она стала существенным методологическим компонентом гуманитарных исследований в СССР. Марксистская социология XIX – XX вв. в отношении гуманитарных вопросов стремилась к выстраиванию причинно-следственных связей между социально-экономическим устройством и культурными особенностями государства (концепция «базиса и надстройки»). В частности, экономический и социальный статус художника, согласно этой позиции, предопределяет то, что и как он делает в искусстве. То же касается и более глобальных культурных процессов. Например, уже в книге «Немецкая идеология» (1846) К. Маркс объяснял рост национального воодушевления немцев и их обращений к родной старине в романтическую эпоху экономическими и правовыми притеснениями Пруссии и других немецких государств со стороны наполеоновской Франции. Строгий детерминизм такого рода стал ключевым методологическим принципом исследований культуры в марксистской социологии, однако и он в свое время был полезным научным достижением, так как был нацелен на борьбу с идеалистическими и мистическими концепциями исторического развития. Важный вклад марксистская социология внесла и в разработки в области типологии культурных эпох – через понятие общественно-экономических формаций. В советском искусствоведении, опиравшемся на общие принципы марксистского научного знания, можно дифференцировать социологию искусства как допустимую версию научного социологического метода и как квазинаучный подход – когда марксистско-ленинская идеология (система и иерархия ценностей) начинает существенно искажать научное суждение автора. Кроме того, в искусствоведческих текстах советского времени часты имитации марксистской социологии в виде ритуального цитирования ее ведущих авторитетов, никак не влияющего на реальную методологию исследования.

На рубеже XIX – XX веков, вне столь прямого взаимодействия с политическими учениями, европейская социология превращается в аналитическую научную дисциплину, развивающуюся очень быстрыми темпами и усложняющуюся за счет образования разных научных школ, по-разному трактующих социум и отдельные эпохи общественного развития. Основные ее предметы: структура общества, социальные отношения и цели социального действия, типология обществ. В духовной жизни и ее истории: политические идеологии и другие схожие инструменты решения социальных задач, встающих перед сословием/классом/стратой и другими частями социального механизма. Среди представителей социологии, значительно влиявших на методологию научных исследований в области культурной истории, были В. Зомбарт, М. Вебер, К. Манхейм, позже французские авторы (в частности, Ж. Бодрийяр).

Общий расцвет университетской науки в Европе к. XIX – нач. XX века, хорошие взаимодействия между отдельными отраслями знания в этот период способствовали переносу концепции новой социологической науки на материал всех гуманитарных дисциплин, анализирующих духовную и творческую жизнь человечества. Среди искусствоведов к использованию социологической концепции обращались в первой четверти XX века В. Гаузенштейн (1882 — 1957) и В. М. Фриче (1870 — 1929). О социологии искусства (социологическом методе в искусствоведении) можно говорить с этого момента как о подходе, трактующем искусство, творчество, восприятие – как феномен социального действия, а художника, заказчика произведения или же зрителя – как фигуру, имеющую определенное место в структуре социума и собственные социальные задачи. Концентрация на этой точке зрения и подбор соответствующей аргументации отличает социологический метод от исторического исследования искусства. В последнем постоянно происходит комментирование художественных явлений в связи с социальными, политическими и экономическими процессами. Однако эти стороны анализируемой исторической ситуации не играют доминирующей роли и фигурируют в аргументации по необходимости, от случая к случаю.

Оказав воздействие на гуманитарные исследования в области литературы, искусства, этнографии и других дисциплин, социологическая наука продолжила эволюционировать – в сторону превращения в прикладную отрасль, нужную не только для понимания социальных процессов, но и для текущего управления ими. Прикладная социология в научной литературе может определяться также как практическая, конкретная, эмпирическая, статистическая. Термин «статистическая социология» прямо указывает на новый инструментарий прикладных социологических исследований второй половины XX в., основанный на сборе и анализе количественных данных. В сфере современного искусствоведческого исследования статистический подход в принципе применим, но его возможности очень ограничены и используется он редко. При этом необходимо знать, что в рамках работы искусствоведа статистический подход будет отнесен к количественным методам и будет иметь статус дополнительного, неспецифического для искусствоведческой науки инструмента анализа. В связи с этими обстоятельствами данную версию социологического метода в искусствоведении можно не рассматривать как существенную.

Основная тематика социологических исследований искусства в XXXXI вв.: идеологическая пропаганда средствами архитектуры и искусства; художники-идеологи церкви, политической власти или оппозиционных партий;  место художника и заказчика в структуре общества; социальные и экономические аспекты профессиональной карьеры художника. В последние десятилетия в зарубежном искусствоведении, весьма склонном в целом к социологии искусства, предпринимаются попытки создания обзоров и справочников, реконструирующих большие художественные эпохи с позиций социологического метода.

С самыми общими принципами социологического искусствоведения можно познакомиться по «Социологии искусства» В. М. Фриче (1929). Несмотря на время своего издания и связь с марксистской версией социологии, эта книга может рассматриваться как актуальная для современного освоения социологического подхода.

Примеры использования социологического метода при анализе конкретных явлений искусства содержатся: в сочинениях В. Гаузенштейна, М. Варнке, М. Либмана, в многочисленных современных исследованиях феномена официального искусства или пропаганды визуальными средствами. Ссылки на использование статистической социологии в гуманитарных исследованиях второй половины XX в. можно найти в публикациях историка науки Ю. Фохт-Бабушкина.