Книга Муллинга (к. VIII в., Ирландия \ Тринити-Колледж, Дублин, MS 60 (A. I. 15))

6 лет ago Enottt Комментарии к записи Книга Муллинга (к. VIII в., Ирландия \ Тринити-Колледж, Дублин, MS 60 (A. I. 15)) отключены

Книга из Муллинга — иллюминированный манускрипт конца VIII века, изготовленный предположительно в Ирландии в аббатстве Муллинг. Содержит Евангелия и другие литургические тексты.  Сейчас находится в библиотеке Тринити-Колледжа в Дублине.

Название происходит от прежнего представления о том, что писцом был святой Мулин (d. 697), основатель монастыря Tech-Moling (St. Mullins, Co. Carlow), чья подпись стоит в колофоне в конце Евангелия от Колофон в конце евангелия от Иоанна  о том, что «писец зовет себя Муллинг» ([N]omen scriptoris Mulling dicitur). Это отсылка к св. Муллингу, ирландскому святому, который умер в 698 году. Тем не менее, рукопись датируется концом VIII века. Колофон, таким образом, был переписан с более старой рукописи. А сама рукопись, скорее всего, происходит из аббатства св. Муллинга в Лейнстере.

Почерк показывает, что в написании книги были задействованы три книжника: один для предисловия, другой для синоптических Евангелий (Матфея, Марка и Луки) и третий для Евангелия Святого Иоанна. Это также означает, что рукопись могла быть скопирована с более ранней книги, созданной самим св. Муллингом.

Рукопись хранилась в семье Kavannagh de Borris до XVIII века, когда они передали ее в Тринити-Колледж.

Книга написана прекрасным ирландским минускулом. Это один из последних сохранившихся документов с  использованием высокого стиля в иллюминированных рукописях. Украшение включает в себя иллюминированые инициалы и три сохранившихся портрета евангелистов: Матфея, Марка и Иоанна. Ювелирно украшенный переплет книги тоже хранится в Тринити-колледже. Отчетливо просматривается островной формат, в рамках которого книга из Муллинга является ярчайшим примером.

Эта книга является небольшим ирландским евангелиарием для частного использования. Текст написан только строчными буквами и содержит множество сокращений, в отличие от больших алтарных рукописей. Еще восемь рукописей такого же типа идентифицированы как ирландские.

Книга содержит, помимо Евангелий, таблицы канонов и три миниатюры: портреты евангелистов Матфея, Марка и Иоанна; все три собраны в конце тома. Первоначально они были размещены в начале каждого евангелия, четвертый портрет св.Луки отсутствует.

Колофон также содержит круговую схему на староирландском. Этот рисунок одно время был  интерпретирован как план аббатства в Ирландии. Другая интерпретация —  схематический рисунок, вдохновленный каролингскими рукописями.

Формальный анализ портрета Иоанна

Св.Иоанн

Евангелист Иоанн изображен в полностью фронтальной позе. Он держит какую-то книгу, с рукой на ней возле сердца. Это может быть отсылка на него как на писца одного из Евангелий. У него светлые волосы и голубые глаза, а его одежда в оттенках насыщенного синего и красного. Ткань мантии обернута вокруг него, образуя переплетенные, почти геометрические формы, повторяя формы рамки вокруг портрета. В этом случае ореол Иоанна, маркер его святого статуса, ломает кадр, созданный границей.

Граница относительно разрежена выше и ниже евангелиста, однако слева и справа были созданы сложные конструкции внутри границы. Перекрестные линии миниатюры заполняют квадраты в четырех углах, две панели слева и справа, с анималистическим узором, удлиненные и переплетенные. Обе эти рамки напоминают стиль орнамента, популярный в этот период.

Цвета исчезают, но богатство этого изображения проявляется в использовании золота и огромном внимании к деталям, что делает этот портрет одним из показательных примеров искусства иллюминирования этого периода.


Описание, кому надо: http://digitalcollections.tcd.ie/home/index.php#folder_id=1648&pidtopage=MS60_009&entry_point=9