Кодекс Эгберта (ок. 985, Райхенау / Трир, Городская библиотека, Staatsbibl., Ms. 24)

2 года ago Enottt Комментарии к записи Кодекс Эгберта (ок. 985, Райхенау / Трир, Городская библиотека, Staatsbibl., Ms. 24) отключены

Кодекс Эгберта — иллюстрированное Евангелие эпохи Оттонов, созданное в монастыре Райхенау для Эгберта, епископа Трира (980-993).

Рукопись  представляет  собой книгу  Перикопов,  содержащую  читаемые  в  праздничные  дни  в  храме  фрагменты  новозаветного  текста.  Рукопись  обильно  иллюстрирована:  на  165  ее листах  расположено  55  миниатюр,  занимающих  либо  половину  страницы,  либо  всю  ее  целиком. Полагают, что в  декорировке  этой рукописи,  выполненной для  епископа  Трира,  принимал участие Мастер св. Григория, вероятно, около 985 года.

Кодекс был подарен архиепископу двумя монахами – Керальдом и Херибертом, которых обычно считают его главными мастерами, но в последнее время исследователи склонны видеть в них скорее заказчиков, нежели исполнителей.  Кодекс  содержит множество миниатюр с новозаветными сценами, причем среди них встречается немало сюжетов, отсутствующих в каролингских и островных манускриптах.

Иллюстрации  Кодекса   Эгберта  выполнены в нескольких различных стилях. Это позволяет заключить, что над книгой работали по меньшей мере три художника. Один из них находился под впечатлением византийской школы миниатюры, другой наследовал позднеантичным образцам, в третьем же обычно принято узнавать стиль Мастера Регистра св. Григория. Ему приписываются шесть миниатюр, самая знаменитая из которых – Благовещение.

Некоторые новозаветные сцены  Кодекса   Эгберта  выполнены по многоярусной схеме, другие – как, например, крайне нехарактерное для тогдашней иконографии Хождение по воде – в композиционном отношении решены весьма строго.

Кодекс  открывается  портретом  Эгберта  со  стоящими по  сторонам  двумя  монахами  —  заказчиками  рукописи.  Надпись  на  миниатюре  называет  их  имена  — это  Керальд  и  Хериберт  из  Рейхенау.  Еще  четыре миниатюры посвящены изображениям евангелистов, остальные же пятьдесят составляют цикл  новозаветных сцен  от  «Благовещения»  до  «Сошествия  Святого  Духа  на  апостолов».  Кодекс  Эгберта  содержит первый дошедший до нас столь обширный цикл изображений  евангельских сюжетов,  для  которых  каролингская  миниатюра  не  давала  образцов.  Полагают, что прототипом могла послужить какая-то раннехристианская  рукопись.  Существенные  различия  в  характере  исполнения  миниатюр  говорят  о  том,  что в  работе  принимало  участие  несколько  мастеров.

Пять или шесть миниатюр рукописи  приписывают Мастеру св.  Григория,  однако  в ряде других иллюстраций проявляются черты, присущие мастерам, работавшим  в  скрипторпях  Рейхенау.  Поэтому  происхождение рукописи спорно.  Раньше Считали, что она сделана  в  Рейхенау  по  заказу  названных  и  изображенных в  ней  монахов  Керальда  и  Хериберта и  привезена в  Трир в  подарок  Эгберту. Теперь же склоняются  к  мнению,  что  книга  исполнена  в  Трире  с  участием  мастеров,  приехавших  из  Рейхенау.

Работы  Мастера  св.  Григория  выделяются  среди прочих  близостью  к  классической  традиции  в  передаче пространства  и  формы.  В  сцене  «Благовещение»  фигуры  ангела  и  Марии  вырисовываются  на фоне  воздушного  пейзажа  с  бледно-голубым  небом, местами затянутым  прозрачными облаками.

Виднеющиеся  справа  окруженные  крепостными  стенами здания  Назарета  напоминают  постройки  Древнего Рима.  Столь же прозрачны фоны, создающие впечатление  воздушной  среды,  в  сцене  «Встреча  Марии  с Елизаветой»  или  в двухъярусной  композиции с  изображением  «Снятия  со  креста»  и  «Положения  во гроб».  В совершенно иной манере выполнена  посвятительная  миниатюра  с  неподвижной,  застывшей  фронтальной фигурой  архиепископа  и двумя  маленькими  фигурками  монахов,  подносящих ему тома книги.  Пурпурный фон,  применение золота в бордюре, заполненном орнаментальными  побегами с вплетенными  в них телами хищных зверей, выдают источники  вдохновения  мастера  —  каролингскую  и англо-ирландскую  орнаментику  и  систему  декорировки.  Сходны  по  стилю  и  изображения  евангелистов,  помещенных  на  плоских  орнаментированных фонах и  представленных в состоянии крайней духовной  экзальтации.

Посмотреть черно-белый кодекс, зато весь, можно тут: http://www.bildindex.de/document/obj00013738