Костюм Древнего Египта

7 лет ago Enottt Комментарии к записи Костюм Древнего Египта отключены

Все первые поселения людей, почти все древнейшие государства распола­гались в долинах рек или на берегу моря. Вода давала людям все, что было нужно для существования.

Все картинки — внизу!

Однако сезонные изменения ре­жима рек в странах Африки и Азии заставляли людей приспосабливать реки к своим нуждам. Осуществить такую задачу можно было только силами большого организованного коллектива. Труд первых строи­телей оросительной системы Нила, где возникла и существовала на протяжении пяти тысячелетий одна из древнейших культур на зем­ле— культура Древнего Египта,— относится к архаическому пери­оду.

История Древнего Египта — крупного рабовладельческого госу­дарства восточных деспотий — начинается с IV тысячелетия до н. э. Ручной труд ремесленников и рабов создает в это время предметы быта и ткани добротного качества, но мало разнообразные но материалу, форме и отделке. Такой же простой и незатейливой была и одежда египтян в эпоху Древнего царства (2780—2280 гг. до н. э.).

Древнее Царство

Мужской костюм

Основной одеждой египтян в эпоху Древнего царства был передник — «схенти» (ил. 2) — полоса неширокой ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом.

Строгое деление общества на сословия порождало обособленность и замкнутость была даже среди людей одной профессии или одного общественного положения. Основная одежда всех сословий была одинаковой по форме и отличалась лишь качеством материала. Так, схенти фараона, главы государства с неограниченной властью, был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета. Еще более простой была одежда рабов — она состояла из небольшой повязки из очень грубой небеленой ткани или кожи (ил. 5). С появлением растительных красителей— желтого, голубого, коричневого (конец Древнего царства) — цветную одежду довольно долгое время могли носить только привилегированные сословия: крупные землевладельцы, жрецы, придворные.

Несравненно более очевидными признаками отличия служили прически, головные уборы и обувь (право носить обувь принадлежало только фараону). Все египтяне тщательно брили волосы, но голову всегда покрывали париком из растительных волокон, завитых мелкими локонами. или шапочкой из грубого холста, плотно облегавшей голову. Чем длиннее были локоны парика, гем знатнее был его владелец, поэтому самыми пышными париками обладали фараоны и члены их семей.

Костюм фараона

Многие фараоны эпохи Древнего царства изображены в схенти, парике и сандалиях из тростника или босыми. Первые отступления от общепринятого схенти появились в костюме фараона. Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые сверх обычной набедренной повязки (ил. 2). Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода,корона и посох.

В эпоху архаики, до объединения Верхнего и Нижнего Египта (ок. 3200 г. до н. э.), властитель каждой их этих стран имел свою корону.

После объединения, с начала эпохи Древнего царства, фараоны стали носить сдвоенную корону, символизируя этим важный этап в истории страны. Посох — один из древнейших атрибутов власти на земле у многих народов, источником жизни которых когда-то было скотоводство,— у фараона сохранялся на протяжении нескольких тысячелетий. Однако на фресках и других изображениях фараонов посох присутствует сравнительно редко.

К древним символам царской власти относится и головной убор — «клафт-ушебти», состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с «урсем» (ил. 7). Поперечную сторону ткани клафта накладывали на лоб горизонтально, укрепляли лентой, сверху — обручем со скульптурным изображением урея; падающую сзади материю собирали и заматывали концами ленты. Боковые опускающиеся на плечи стороны клафта вырезали полукругами, чтобы спереди падали четкие прямые куски ткани.

Это стремление к прямым четким линиям — характерная особенность костюма жителей Древнею Египта.

Костюм жреца. При совершении жертвоприношений и ритуальной службы спину жреца покрывала шкура пантеры. Часть шкуры (с головой) располагали спереди и прикрепляли к поясу. Голову и лапу украшали золотыми с эмалью пластинками (ил. 6).

Женский костюм

В эпоху Древнего царства женский костюм также предельно прост. Это была длинная прямая рубашка — «калазирис» на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой.

У знатных египтянок уже в эту эпоху на калазирисе появляется отделка — вышивка, плиссировка (ил. 12). Калазирис остается основной женской одеждой на протяжении всей истории Древнего Египта и изменяется лишь в некоторых деталях кроя — иногда вместо отдельных бретелек делают цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины (ил. 10). По этой одежде, изображенной в мелкой пластике и на фресках, можно проследить, какое разнообразие пестрых (или вышитых) тканей вырабатывалось в Древнем Египте. Женщины, как и мужчины, носили парики из растительных волокон, завитых крупными спиральными локонами. более длинными, чем у мужчин.

Среднее Царство

В эпоху Среднего царства (ок. 2065—1660 гг. до н. э.) древнеегипетская одежда заметно усложняется. Это было время децентрализации Египта, ослабления власти фараона и новой борьбы за объединение египетского государства. Развитие сельского хозяйства, ремесел и торговли оживляет экономическую жизнь страны: активно растут города, усложняется быг, стремление к роскоши принимает более широкие масштабы. Классовая дифференциация в египетском обществе и антагонизм между классами были настолько велики, что кварталы богачей и бедняков в городах разделялись высокой стеной и беднякам запрещалось проникать за пределы отведенной территории. Все это нс могло не сказаться на костюме.

Появление новых тканей и привоз материй и различных предметов роскоши из Передней Азии способствуют созданию более сложных форм костюма.

Мужской костюм

Египетская знать уже не довольствуется скромным схенти Древнего царства. Количество ткани, затраченной на одежду, теперь свидетельствует о сословном и имущественном положении ее владельца. Египтяне начинают понимать красоту пластических свойств ткани, все чаще и чаще появляются плиссированные и гладкие длинные схенти. Схенти прежней формы у знати сохраняются как обрядовая одежда, а у большинства населения — как повседневная.

Женский костюм

В период Среднего царства калазирис сохраняет прежний покрой, прибавляются лишь отделка и украшения, которые носят женщины привилегированных сословий. Однако постепенно и в женском костюме проявляется го же стремление использовать пластические свойства мягких и тонких тканей. На некоторых памятниках позднего периода Среднего царства встречаются изображения женщин в топких, слегка драпированных покрывалах. Основная же масса женщин продолжает носить калазирисы прежней формы.

Новое Царство

Расцвет египетской культуры, искусства, художественной промышленности в эпоху Нового царства (1570—950 гг. до и. э.) падает на период XVIII династии (1584— 1338 гг. до н. э.). Успешные войны сильно расширяют территорию государства. влияние Египта распространяется в Передней и Малой Азии и достигает бассейна Эгейского моря. Завоевание ряда восточных государств, знакомство с их культурой обогащают кругозор египтян, а получение дани драгоценными товарами и торговля привносят еще большую роскошь в быт египетской знати. Во всех предметах быта египтяне стремятся к изысканным пропорциям, плавным линиям — будь то мебель или туалетная ложечка для косметики в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Эти же черты утонченности и изысканности проявляются в настенных фресках, по-своему звучат они и в новом решении костюма.

Мужской костюм

Первые попытки использовать пластические свойства ткани, чтобы сделать костюм более красивым, получают дальнейшее развитие в эпоху Нового царства. Появление тонких прозрачных тканей дает возможность носить одновременно несколько одежд. Легкие, тонкие ткани, плиссированные или слегка драпированные, окружают тело прозрачной дымкой, создают новые пропорции, придают внешнему облику человека черты изнеженности и изящества. Таким образом, новая одежда, прежде всего, украшала человека, видоизменяла его облик, позволяла скрывать и скрашивать недостатки, в то время как примитивный схенти Древнего царства оставлял тело обнаженным и служил всего лишь некоторой защитой. Возможно, под влиянием Востока в это время появляются элементы кроя. Примером может служить фрагмент фрески Нового царства, где изображен казначей фараона в одежде, состоящей из узкой короткой рубашки, полудлинного схенти, сверх которого надет небольшой набедренник из пестрой или вышитой ткани с фестонами по нижнему краю. Большое распространение получает и новая одежда — сусх, состоящая из  рубашки — калазириса и большого куска прямоугольной гкани. названного греками «синдон». Синдон, чаще всего плиссированный в долевом направлении, обертывали поверх калазириса вокруг бедер, спереди завязывали, а концы прикрепляли с внутренней стороны (ил. 18).

Фараон и его приближенные носили так же калазкрисы из прозрачной ткани, сверху плиссированный или драпированный схенти (ил. 23), а иногда только один прозрачный схенти поверх нижнего схенти (ил. 1, 26).

Наряду с этим появились и новые мужские одежды из пестрых цветных тканей (ил. 25).

По изображению нубийцев (ил. 24) мы можем судить о некоторых одеждах жителей завоеванных египтянами стран.

Женский костюм

В эпоху Нового царства происходит сближение форм женского и мужского костюмов. Это явление, неизвестное египтянам Древнего царства, становится одной из наиболее характерных особенностей одежды рассматриваемого периода.

Высокая, подчеркнутая талия, легкие прозрачные одежды из плиссированных тканей то окружают фигуру египетской женщины прозрачным колокольчиком (ил. 1), то облегают все формы легкой плиссировкой в различных направлениях (ил. 27, 28). В эпоху Нового царства к традиционному женскому цветному калазирису (шафрановому, голубому, красному) делают бретели контрастных цветов или украшают ткань калазириса чешуйчатым узором как в эпоху Среднего царства, имитирующим крылья кобчика  — символа Изиды (ил. 16). В таких калазирисах иногда изображены царицы при свершении жертвоприношений. Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или из тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди (ил. 26), но существовали и большие покрывала. Они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах (ил. 1).

Женский костюм простолюдинки остается почти без изменений. Ру- башку-калазирис на бретелях или с небольшими рукавами делают из цветных, белых и натурального цвета льняных и хлопчатобумажных тканей. Культура хлопка широко распространяется в это время. Сохранились изображения рабынь и в их национальных одеждах (ил. 17).

Женские парики эпохи Нового царства были особенно разнообразны, в их формах видно стремление к единому композиционному решению всего костюма (ил. 1, 9, 23, 26, 27).

Украшения

Высокий уровень мастерства ремесленников особенно ярко проявился в производстве украшений. Еще в эпоху Древнего царства египтяне изобретают цветные насты и ими покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений: традиционное «ускх» — ожерелье-солнце (ил. 26), сетки, которыми, как туникой, украшали калазирис, браслеты и др.

Египтяне славились и обработкой драгоценных металлов. Золотые украшения эпохи Нового царства отличаются не только высокой техникой, но и изысканным художественным решением—тонким рисунком, изящной простотой, красотой умело стилизованных форм (20, 21, 22).

После эпохи Нового царства (950 г. до н. э.) Египет становится добычей иноземных завоевателей. Его экономика, культура приходят в упадок, захваченные земли отпадают. Однако в эпоху эллинизма наступает процесс некоторого возрождения. Остатки египетской культуры тщательно сохраняются, но ее законсервированное искусство попадает пол влияние нового мира. Это влияние сказывается и в костюме. Одежда получает мягкую форму, любимые египтянами плиссировки заменяются свободной драпировкой (ил. 31). Синдон превращается в плащ и его драпируют подобно греческому гиматию. Греческое влияние было особенно сильно в I веке, когда Рим вел активную завоевательную политику и Юлий Цезарь стремился овладеть Египтом. Официальный торжественный костюм фараонов все еще оставался традиционным, но все чаще и чаще прославленная царица Клеопатра появлялась в легких драпированных одеждах и головном уборе богини (ил. 30). Покрывало, задрапированное вокруг стана, перекинутое со спины на правое плечо, скреплялось под обнаженной грудью узлом. Оно вошло в обиход римских женщин в эпоху империи.