- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Зевс и всё что около него

Обязательная часть

ЗЕВС, Iupiter, сын Кроноса и Реи, отсюда Kronion, Kronidns, Saturnius; брат Посейдона, Гадеса, Гестии, Деметры и Геры, муж Геры, могущественнейший и высочайший из богов греческого народа, державный властитель мира, отец богов и людей.

Низвергнув в союзе со своими братьями Кроноса и Титанов, он разделил с ними мир: Посейдон получил море, Гадес — подземный мир, а Зевс небо; земля же и Олимп были их общим достоянием.

Как старший, сильнейший и умнейший (по Гесиоду же, который говорит, что совершенное следует за несовершенным, он младший), он имеет верховную власть над остальными: он царь богов. Его власть больше власти всех остальных богов вместе; поэтому все его боялись и почитали. Впрочем, другие боги оспаривают у него власть: особенно часто сопротивляется ему его жена и сестра Гера, его брат Посейдон и его любимая дочь Афина, потому что они думали, что имеют равную с ним власть, и старались силой и хитростью забрать его в свои руки; но их старания остаются напрасными, и виновные получают тяжелое наказание.

Зевс господствует на Олимпе, горе Фессалии, вершина которой покрыта снегом и уходит в небеса, эфир и облака. Небо есть его настоящее местопребывание; он производит всякие небесные явления. Он бросает молнию, свое страшное оружие, производит гром, собирает и разгоняет облака; а когда он потрясает своей страшной эгидой, то происходят бури и непогоды (eyruopa, pibremetns, erigdoypos, terpikeraynos, asteropntns, nepelngereta, kelainepns, aigioxos); с другой стороны, он же и успокаивает элементы, дает ясный день, посылает попутный ветер (aitrios, oyrios).

Устройство природы есть его дело; он производит правильную перемену времен года, т. к. Горы — его прислужницы, его дети от Фемиды. Он властвует над людьми подобно тому, как господствует над богами и природой.

Судьба людей находится в его руках. В его чертогах стоят два сосуда: в одном сосуде находятся злые дары, в другом — хорошие; он разделяет их по своему усмотрению; он взвешивает судьбу людей на золотых весах. Хотя он часто отождествляется с роком, но все-таки и против него выступает Moira, как самостоятельная сила, которой он не может избегнуть.

Зевс, как властитель, повелевающий всем, он знает будущее и настоящее; отсюда он бог всевозможных пророчеств, panompaios, бог голосов и звуков; он возвещает о судьбе, о своей воле посредством всевозможных знамений, сновидений, молнии и грома, полета птиц и оракула. Аполлон есть только язык своего отца. Но этого всеведущего и всемудрого бога можно было обмануть и провести. Он находится также во власти Atn (ослепления).

Всякий порядок в жизни людей, законы, право — идут от Зевса и находятся под его покровительством. Как царь богов (anax, basileus), он есть также и учредитель царского достоинства на земле. Он наблюдает за исполнением законов, за соблюдением клятвы (orkios); он — покровитель народных собраний и совета (agoraios, boylaios); Фемида, Дика и Немесида — его союзницы.

Подобно тому, как он охраняет государство, он охраняет семью и дом; поэтому он, как erkeios, erkeios, имеет в середине каждого двора алтарь. Он оберегает права гостя, беглеца, просящего защиты (xenios, ikesios) и вообще всякие постановления законов, обычаев и религии. Таким является Зевс у Гомера и в последующее время.

Все греки почитали и признавали его высочайшим национальным божеством. Самым блестящим праздником в честь его были общественные игры в Олимпии (Zeus olumpios, agonios), в которых принимали участие греки всех племен и земель. В отдельных местах сохранились от древнейшего времени представления Зевса, носившие совершенно иной характер, чем представления гомеровского или олимпийского Зевса. Как бога природы и оракула его чтили уже с древнейших времен в Додоне; эпитеты его Dodonaios, Pelasgikos. Его считали богом, посылавшим плодородие и пищу, господствовавшим в эфире и открывавшим свою волю посредством шума деревьев. Самым древнейшим способом гадания было гадание по шуму священного дуба (pngos), изъясняемому жрецами, Selloi или Elloi, которые не мыли никогда ног и спали на голой земле. Употреблялись в различные времена и другие способы пророчеств: по шуму ключа, вытекавшего из-под корня дуба, по полету посвященных Зевсу голубей, по звуку медных литавров, повешенных на ветвях дерева, по жребию.

А вот тут уже веселее

С Зевсом, царившем в эфире, уже рано вступает в связь богиня Гея, им оплодотворяемая и все питающая земля; додонские жрицы, Peleiades (дикие голуби), пели ей песню: «Зевс был, есть и будет; о величайший бог Зевс! Земля дает плоды, поэтому называйте матерью Гею». Жрицы установлены, вероятно, вместе со жрецами, с тех пор как к Зевсу была присоединена Диона, как соучастница по храму. Во времена пеласгов это был самый главный оракул; но с тех пор как у эллинских племен стал пользоваться особенным уважением Дельфийский оракул, Додонский отошел на задний план, хотя всегда занимал довольно видное место, и при важных обстоятельствах к нему нередко обращались за советом, преимущественно же этолийцы, акарнаны и эпироты.

Критский Зевс был богом природы, подобным додоновскому Зевсу. Он родился на земле, на Крите, тайно от Кроноса, т. к. мать боялась, что Кронос съест его; куреты оберегали его и воспитали. Нимфы Адраста и Ида, дочери Мелиссея, кормили его молоком козы Амалфеи и медом, который пчелы приносили с горы. Выросши и сделавшись сильным, Зевс вступил в борьбу с Кроносом и Титанами из-за владычества над миром.

Т. к. Зевс родился на Крите, то там показывали даже его могилу; его чтили там в оргиях, как бога природы, который вместе с природой сам расцветает и умирает. Жрецы его, куреты праздновали оживление природы; эти празднества сопровождались ликованиями, громкой музыкой и танцами в оружии; празднования смерти сопровождались трауром и воплем. Вероятно, в древние времена его представляли себе в виде быка, символа плодородия; приняв вид быка, он похищает Европу, от которой он имел сыновей: Миноса, Радаманта и Сарпедона.

Аркадский Зевс, Lykaios, культ которого установил Ликаон, сын Пеласга; он имел жертвенник на самой высокой вершине Ликеона; он имел черты, сходные с чертами критского Зевса. Здесь, в одной из долин Ликеона, которая называлась Критом, он был воспитан нимфами. Этому Зевсу, как и критскому Зевсу и Зевсу Лафистию в Беотии и Фессалии, приносили в древние времена человеческие жертвы.

При стремлении древних греков выводить сущность своей религии из Египта сходство Аммонова оракула с оракулом додонского Зевса могло быть причиной смешения этих божеств.

Как земное божество, он назывался Zeus Troponios и имел храм и оракула у Лебадеи.

О детях

Афина родилась из его собственной головы, после того как он проглотил свою первую жену — Метиду (мудрость). Кроме того, от него произошло множество героев, между которыми самые замечательные: Геракл, сын Алкмены, Персей, сын Данаи, Кастор и Полидевк, сыновья Леды.

Зевсу посвящены были — орел, скипетр, громовой молот и чаша, как знак его культа; как покровительствующий состязаниям и дарующий победу, он носил в руке Нику.

Из эпитетов его укажем еще на следующие: alastor и alistnrios — мститель, alexikakos — отвращающий несчастья, eleyterios, epestios — покровитель дома, gamnlios и zugios — покровитель брака, genetlios — родоначальник, Ellnnios, Panellnnios; etios — ниспосылающий дождь, ypatos, ypistos, Idaios; xatarsios — очиститель, kataibatns — нисходящий сверху, громовержец; meilixios — милостивый; morios — покровитель маслин; niknporos, patroos, pratrios — защитник фратрий, puxios — покровитель бегства, polieus — защитник города, sotnr, saotnr, stratios.

Про статуи

Самый совершенный идеал Зевса воспроизвел Фидий в статуе этого бога в Олимпии; сюжетом для статуи послужило одно место из Гомера. Эта статуя представляет Зевса как всемогущего властителя, всюду побеждающего и милостиво исполняющего просьбы людей. Он представлен здесь сидящим на троне, украшенном золотом и слоновой костью, вышиной почти 50 футов, на пьедестале в 12 футов вышиной. Само тело сделано было из слоновой кости, а одежда, спускающаяся на бедра, из золота. Характерные черты статуи следующие: волосы, подымающиеся на середине лба и падающие роскошными кудрями на обе стороны; далее лоб, вверху ясный и светлый и внизу могущественно округленный; глубоко лежащие, широко открытые, округленные глаза; тонкий, нежный абрис губ и щек, большая, густая борода, широкая грудь и сильное телосложение без особенно сильной мускулатуры. Эта статуя служила образцом для многих последующих изображений Зевса

Совершенно в ином роде — изображение Зевса с малой бородой и не столь энергичным выражением лица, равно как и головы Зевса с чертами, носящими на себе следы возбуждения, аффекта, известного проблеска гнева и воинственности; эти изображения представляют его воинственным и карающим. Римский Iupiter совершенно одинаков по имени (Iupiter, Iovis = Zeus, причем j переходит в z, как в слове jugum = zygon) и вообще по значению с греческим Зевсом. Он есть небесный отец, властитель неба, от которого исходят все небесные явления (Fulminator, Tonitrualis, Pluvius, Serenator, Lucetius, Diespiter).

To место, в которое ударяла молния, считалось священным и было освящаемо понтифексом. Понтифекс собирал землю, на которую упала молния, и закапывал ее вместе с кремнем, символом молнии; тихо читая молитву, он освящал место приношением в жертву двухгодовалой овцы (bidens, почему и место называлось bidental), воздвигал жертвенник и окружал это место оградой, чтобы никто не ходил по нему (puteal). Верили, что посредством известных церемоний можно вызвать с неба молнию, поэтому Юпитер получил название Elicius.

О функционале

Будучи царем небесным, он был в то же время властителем и правителем всего мира. От него зависела судьба и отдельных лиц, и целых народов и государств. Как высочайший и лучший (Optimus, Maximus), он был по преимуществу защитником Римского государства, которому он предназначил владеть миром; он был самым главным богом римской религии. На Капитолии, в средоточии римского государства, стояло важнейшее святилище его (Capitolinus); здесь приносил ему жертву юноша, делавшийся полноправным гражданином, консул, вступивший в должность, полководец, выступивший в поход и возвращавшийся с триумфом; самую лучшую добычу (spolia opima), доспехи, снятые с неприятельского предводителя, полководец посвящал Юпитеру, как Iovi Feretrio.

Т. к. он предводительствовал войсками в сражениях и доставлял победы, то он назывался Imperator, Victor, Opitulator, Stator (останавливающий бегство). В честь этого высочайшего государственного бога в Риме праздновали капитолийские и большие игры; а на Албанском холме в честь Юпитера, как I. Latialis (или Latiaris), покровителя Латинского союза, праздновались Feriae Latinae.

T. к. он управлял судьбами людей, то ему были посвящены самые важные дни года — иды каждого месяца. Его призывали на помощь при всяком более или менее важном предприятии. Земледелец устраивал в честь его праздник при посеве и жатве; сбор винограда начинался всеобщим праздником в честь Юпитера по всему Лациуму. Отношения и учреждения, освященные религией и обычаями, как, напр., брак, гостеприимство и международное право, стояли под его покровительством.

Подобно греческому Зевсу, он был богом пророчеств, который возвещал будущее посредством грома и молнии, сновидений, полета и голосов птиц, а равно и поведением птиц во время их кормления.

После того как греческая мифология вошла в римскую религию, Юпитера начали считать сыном Сатурна и Опы (Ops), которые отождествлялись с Кроносом и Реей. Юнона и Минерва были связаны с ним, как жена и дочь, вероятно, вследствие греческого влияния, ибо древнеиталийский Юпитер, как кажется, представлялся бессемейным.

Жёны и возлюбленные Зевса. Дети громовержца

Жёнами Зевса были:

У Зевса было множество возлюбленных:

и многие другие.

Возлюбленной Зевса именуется также Каллироя, мать Амфотера и Акарнана, а также Фива и Фтия.

Некоторые мифы утверждают, что Зевс хотел оставить Геру ради Фетиды, но не сделал этого из-за пророчества — нереида родит ему сына, который во всём будет превосходить своего отца. Фетида вышла замуж за царя Пелея, и у них родился Ахиллес.

Синопа и Медея отвергли Зевса.

Также его возлюбленным называют юношу Айтоса и Ганимеда.

Страшные истории

В облике змея он соблазнил Деметру, а затем Персефону,

Возлюбленные его обычно сохраняют человеческий облик, но Каллисто он превращает в медведицу, Ио — в корову.

Иногда Зевс почитался в виде жука.

Божества

Группы детей

Герои