- Искусствоед.ру – Образовательный и культурно-просветительский сетевой ресурс об искусстве и культуре - http://iskusstvoed.ru -

Золотой кодекс из Эхтернаха (1030-1050, Эхтернах / Нюрнберг, Германский национальный музей, Hs. 156142)

Золотой кодекс из Эхтернаха — иллюминированная рукопись, созданная примерно в 1030-1050 гг. в Эхтернахе, в которой повторно использовали переплет-крышку, датируемую 980 годом. С 1955 года рукопись хранится в Германском национальном музее в Нюрнберге.  Изготовлена в  аббатстве Эхтернах под руководством игумена Гумберта.

Содержит текст 4 Евангелий версии Вульгаты, плюс 4 таблицы канонов Евсевия. Является крупнейшим письменным памятником эпохи Оттоновского возрождения. Содержит 136 листов размером 446 мм х 310 мм и более 60 декоративных страниц, включая 16 полностраничных миниатюр, 9 полностраничных инициалов, 5 изображений евангелистов, 10 оформленных страниц канонических таблиц и 16 инициалов на половину страницы. Кроме того, есть 503 маленьких инициалов и страницы, окраской напоминающие текстиль. Весь текст написан золотыми чернилами.

Каждое Евангелие предваряет следующее: два листа подводя Евангелия, две страницы, имитирующие текстиль, четыре страницы с сюжетными сценами  в трех ярусах на странице, портрет евангелиста, две страницы декоративным текстом до начальной страницы, с которой начинается собственно текст. Как выразился один искусствовед, писец книги «не спешил привести своего читателя к тексту». Сюжетные сцены освещают жизнь Христа, в том числе многие из его чудес, есть одна, две или иногда три сцены в каждом регистре, что дает в общей сложности 48 изображений с 60 сценами, — необычно большое количество для средневекового цикла. В отличие от сопоставимых сцены в Евангелии Августина, сцены рисовали, чтобы изобразить жизнь и служение Иисуса, не опасаясь того, является ли конкретная сцена описываемой в текущем Евангелии.

Большинство миниатюр приписывают двум художникам, один из которых известен как «мастер цеха», а второй считается учеником.

Обложка рукописи датируется на 50 лет раньше, чем сама рукопись, и приписывается Эгберту и мастерской  Трира. В центре крышки на слоновой кости вырезано изображение распятия Христа.  Это изображение стилистически отличается от остальных  и является предметом дискуссий. Предположительно, крышка рукописи принадлежит к той же традиции, что и  Реймсская школа Каролингского периода.

Жуткая история

Считается, что эту рукопись показали Генриху III, Императору Священной Римской империи, когда он посетил Эхтернах со своей матерью Гизелой Швабской (ум. 1043), и книга  так поразила его, что он заказал подобные работы в этом аббатстве, в частности Золотое Евангелие Генриха III, которое он представил в 1046 в Шпайерском соборе, на месте захоронения своей династии.

Рукопись находилась в аббатстве Эхтернах (современный Люксембург) до французских революционных войн. Во время войны первой коалиции, Люксембург был захвачен и аннексирован революционной Францией, став частью Лесного департамента в 1795 году. Монастырь был захвачен и продан, и большинство монахов бежали, неся рукопись и другие сокровища с собой. Это была одна из рукописей и инкунабул, проданная Эрнсту II, герцогу Саксен-Гота-Альтенбурга в 1801 году.

Она осталась в коллекции дома Саксен-Кобург и Гота, которая был передана в фонд после Первой Мировой войны и до окончания Второй Мировой Войны. Было решено сначала продать ее, но затем герцог решил сохранить ее в Германии, и немецким Федеральным правительством совместно с Баварией было решено, что ее новым домом должен стать германский Национальный музей в Нюрнберге, где рукопись и остается по сию пору.

Полистать кодекс можно здесь: http://www.gnm.de/fileadmin/redakteure/Sammlungen/swf/codex/