Евангелие Аббатисы Уты (1020-1025, Регенсбург / Баварская государственная библиотека, Мюнхен, Clm. 13601)

2 года ago Enottt Комментарии к записи Евангелие Аббатисы Уты (1020-1025, Регенсбург / Баварская государственная библиотека, Мюнхен, Clm. 13601) отключены

Евангелие Аббатисы Уты — иллюминированный лекционарий XI века, созданный в скриптории Регенсбурга по заказу собственно Аббатисы Уты. В настоящее время хранится в библиотеке Баварии.

Содержит те фрагменты из Евангелий, которые читаются во время богослужения. В отличие от большинства лекционариев, в нем евангельские тексты располагаются не в календарном порядке, а сгруппированы по авторам-евангелистам.

Эта роскошная рукопись эпохи Оттонов рукопись славится своим переплетом, инкрустированным золотом, с рельефом Христа во славе, а также за восемь полностраничных миниатюр. Немецкий историк искусства Джордж Swarzenski описал Кодекс Уты как «чудесное Евангелие, книгу, которая является, пожалуй, самым значительным произведением Западного иллюминирования своего времени».

Рукопись состоит из 119 пергаментных листов, 382 × 274 мм. Содержит четыре полностраничных иллюстрации на фронтисписе книги: 1) рука Бога, 2) настоятельница Ута посвящает кодекс Деве и младенцу, 3) распятие, и 4) Святой Эрхард, покровитель монастыря, служивший мессу. Портрет каждого из четырех евангелистов сопровождает чтение из Евангелия. Эти четыре миниатюры сочетают богословский текст с геометрическими узорами и иконографию по мотивам каролингской миниатюры, в том числе из Codex Aureus Санкт-Emmeran, хранившийся в то время в Регенсбурге.

О наличии рукописи в Нидермюнстере сохранились свидетельства еще в xv веке, и она упоминается в описи аббатства в xvi веке. После секуляризации церковного имущества в начале xix века в Баварии, рукопись отправляется в 1811 году, как и многие другие документы Регенсбурга, в Мюнхен, где они хранятся в государственной Библиотеке Баварии.

Лирики

Живопись зрелой романики знала множество состоящих как бы из калек, наложенных друг на друга, композиций, и А. Грабар назовет подобный прием «церебральной иконографией».

На этих композиционных приемах построены миниатюры одной из главных рукописей школы Регенсбурга — сакраментария аббатисы Уты из Нидермюнстера (первая четв. 11 в.). Все 16 миниатюр являются не повествовательными, а догматическими, и поля их поделены на геометрические зоны, каждая из которых содержит собственное изображение. «Распятие» из евангелия Уты представляет Христа в священнической одежде — колобии — на кресте, склоняющимся к персонификации Жизни в венце и в позе оранты, отвернувшегося от Смерти с закрытым лицом, пронзающей себя копьем. В квадратах по углам расположены сюжеты, связанные с реакцией мира на смерть Христа — персонификации Солнца и Луны, закрывшие краями одежд свои светила, пустой храм с разорванной завесой и Сошествие во ад с разверстыми гробами. В полумедальонах по обе стороны от Распятия изображены торжествующая Церковь со знаменем воскресения и выходящая из «кадра», закрыв лицо, Синагога. Полна персонификация и миниатюра «Месса св. Эрхарда» — там в виде самого Эрхарда, алтаря и служки изображаются ангельские чины из «Небесной иерархии» Псевдо-Дионисия Ареопагита, а по углам изображены сама Ута, поклоняющаяся Христу, и три теологические добродетели.

Регенсбургскую школу книжной миниатюры отличало от школ-соперниц очевидное пристрастие к богатым, развитым орнаментам и выраженное стремление к сложной аллегорической и теологически глубокой интерпретации изображаемых сюжетов.  В этом отношении миниатюры Евангелария аббатисы Уты  достаточно репрезентативны. Исполнена мистического символизма иллюстрация, изображающая служащего мессу св. Эрхардта. Рядом со святым – содействующий ему дьякон. Оба стоят перед алтарем с литургическими предметами (на него указывает правая рука св. Эрхардта).

Сцена взята в роскошную золотую раму, украшенную разноцветными побегами и листами, в верхней части которой находится круглый медальон с Агнцем (здесь, редкий случай, агнец выполнен в синем цвете). В углах рамы помещены квадратные вставки. В одной из них, справа вверху – портрет заказчицы, самой аббатисы Уты, в трех других – аллегории христианских добродетелей.

Посмотреть можно здесь: http://daten.digitale-sammlungen.de/~db/0007/bsb00075075/images/index.html?id=00075075