Пассионарий (пассионал) аббатисы Кунгуты (1313—1321, Прага / Национальная библиотека республики Чехия)

2 года ago Enottt Комментарии к записи Пассионарий (пассионал) аббатисы Кунгуты (1313—1321, Прага / Национальная библиотека республики Чехия) отключены

Активное восприятие чужих импульсов подготовило возникновение выдающегося памятника чешского книжного искусства — «Пассионария аббатисы Кунгуты».

Рукопись эта возникла во втором десятилетии XIV века по заказу дочери чешского короля Пржемысла Отакара II Кунгуты, аббатисы бенедиктинского монастыря св. Йиржи в Пражском Граде. Автором текста был монах Колда из Колдиц, переписчиком — каноник Бенеш, служивший в Георгиевском монастыре, которого исследователи считают и создателем миниатюр пассионария.

Работа представляет собой антологию мистических трактатов на тему страстей Христовых.

Иконография, типология и композиционная схема миниатюр свидетельствуют о подготовке художника в мастерской, где были хорошо известны достижения англо-французской книжной миниатюры начала XIV века. Пропорции, позы и движения фигур, а также компоновка драпировки выявляют совершенное владение линейным рисунком. Колорит же говорит о том, что иллюстратор пассионария стремился к пластической трактовке изображаемого.

В первой части рукописи цвет выступает лишь как подчиненный компонент и только во второй, созданной в начале 20-х годов X IV века, он начинает конкурировать с линией и постепенно приобретает самостоятельную формообразующую силу.

Создателю миниатюр «Пассионария аббатисы Кугунты» присуще было чувство монументальности, тяга к драматизации образов. Фигуры представлены им в выразительных поворотах с не менее выразительными жестами. Величия и трагизма исполнена фигура Марии, одухотворенную статуарность которой видный чешский искусствовед А. Матейчек соотносил со скульптурами готических соборов. Мистическая сцена объятия Христа и Марии по своей экспрессии резко выделяется из всего, что было создано ранее в книжной миниатюре Центральной Европы. Примечательно, что создатель иллюстраций «Пассионария аббатисы Кунгуты» делает носителем действия единичную фигуру — прием, необычный для книжной миниатюры того времени.

Этот художник обладал также исключительным мастерством точного воспроизведения форм, органичным пониманием композиции. Чистота рисунка архитектурных форм — ритмических аркад, трепетно растущих фиал, ползущих по ребрам краббов — напоминает точность строительных чертежей. Тем же пониманием формы отличается компонование драпировок.

Чувство цвета и пластичное понимание формы особенно проявилось в миниатюрах второй части рукописи. Здесь мастер уже отходит от линейной манеры и стремится с помощью цвета к пластическому формообразованию, находясь, по-видимому, под воздействием современной ему монументальной живописи.

Достижения мастера миниатюр «Пассионария аббатисы Кунгуты» нашли широкий отклик в чешских землях. В 40-х годах XIV века большое распространение приобрели книги духовно-дидактического содержания, в которых основную роль играли иллюстрации, а краткий текст только дополнял их.

Описание с картинками — http://v2.manuscriptorium.com/apps/main/en/index.php?request=request_document&docId=set20070521_217_69&mode=&client=