Предметное поле культуры и искусства. Способы выявления и описания

7 лет ago Enottt Комментарии к записи Предметное поле культуры и искусства. Способы выявления и описания отключены

Предметное поле культуры и искусства

Искусство — особая форма общественного сознания и человеческой дея­тельности, художественное творчество, отражающая действительность в худо­жественных образах. В процессе художественного творчества, имеющего от­личительные черты: неповторимость, оригинальность и общественно-истори­ческая уникальность, — создается произведение искусства. В целом искусство выполняет следующие основные функции — эстетическую, гедонистическую, коммуникативную, просветительскую, информационную и воспитательную.

В зависимости от используемых материальных средств выделяются три группы видов искусств.

  • пространственные (пластические);
  • временные (динамические);
  • пространственно-временные (синтетические).

Пространственные искусства представлены такими видами, как архитек­тура, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, декоратив­но-прикладное искусство. Временные виды искусства — музыка и художествен­ная литература. Наиболее сложная видовая и жанровая структура у группы пространственно-временных видов искусств, к которой традиционно относят театр, кино, танец, цирк. В целом система видов искусства — это динамично развивающаяся структура, пополняемая новыми синтетическими видами, пре­жде всего, на стыке искусства и техники.

Произведение искусства является одновременно специфическим носителем художественной информации и средством художественной коммуникации. Художественная информация —  специфический вид массовой социальной инфорации, обладающий свойством воздействовать ни эмоциональную сферу человека при помощи художественных образов. Художественная коммуникации со стороны произведения искусства выражается в передаче заложенной автором информации и эстетическом воздействии на человека с помощью иконических знаков закодированного языка искусства.

С точки зрения теории информации, проблемы художественного творче­ства начали рассматриваться с конца 50-х гг. XX в., когда возникло в эстетике (философской науке о сущности и формах творчества по законам красоты) но­вое направление — информационная эстетика. Она была представлена двумя школами: немецкой, возглавляемой философом и культурологом Максом Бей­зе, и французской, где лидером выступал физик и культуролог Абраам Антуан Моль. В России информационный подход к изучению искусства стал приме­няться со второй половины 1990-х гг., в XXI в. появился термин «информаци­онное искусствознание».

Выделяются следующие основные особенности художественной информации:

  • нелогичность — воздействие на человека через эмоциональную сферу;
  • неповторимость — проявление уникальности личности ее создателя;
  • незаменимость — невозможность преобразования знаковой формы;
  • отсутствие старения.

Еще одна специфическая черта художественной информации — это вклю­ченность в определенную систему мировоззренческих и эстетических пред­ставлений, оценок. Введение художественного факта в другой контекст, изме­нение исследовательской позиции неизбежно ведут к реинтерпретации факта. Новая интерпретация может рассматриваться как факт культуры.

Произведения искусства, являясь носителями закодированной художе­ственной информации, требуют ее раскодирования, оценки эстетической цен­ности, научного освещения проблем художественного творчества и функци­онирования произведений искусства в обществе. Эти задачи решает наука об искусстве — искусствознание.

Искусствознание как система искусствоведческого знания представля­ет собой комплекс социальных наук, включающий искусствоведение (наука о пространственных искусствах), музыковедение, театроведение и киноведе­ние. Следует иметь в виду, что формирование новых видов искусства расширя­ет спектр наук искусствознания.

Искусствознание выполняет три аналогичные искусству функции: комму­никативную, просветительскую, воспитательную — и одну специфическую: художественное образование личности. Структурно искусствознание делится на три основных раздела: теорию искусства, историю искусства и художе­ственную критику, — изучает как искусство в целом, так и специфику каждого вида искусства.

Искусствознание пользуется методами общественных и ряда точных наук. Особенно значимы философия и эстетика, социология искусства, психологии художественного творчества, семиотика, культурология. Междисциплинар­ный характер искусствознания выражает общую тенденцию современной на­уки к интеграции и взаимовлиянию различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научного познания ведет к формирова­нию взаимосвязанного комплекса научных представлений об искусстве как о целостной системе.

Искусствознание как наука, стремящаяся к объективности и точности сво­их выводов, вместе с тем базируется на системе эстетических воззрений эпохи и суждений вкуса, отражает связанные с ними индивидуальные установки ис­кусствоведа.

Способы выявления и описания (видимо, предметного поля культуры и искусства). Что нашлось.

Электронные документы как предмет библиографирования

  1. Общие вопросы организации и методики библиографирования (основ­ные этапы и процессы составления библиографических пособий).
  2. Организация и методика библиографического обслуживания.

Библиографирование — процесс подготовки библиографической инфор­мации. Самым распространенным видом подготовки библиографической ин­формации является составление библиографических пособий. Оно проводится в три этапа:

  1. Подготовительный этап
  2. Предварительное изучение темы пособия
  • ознакомиться с относящимися к теме основными работами ведущих ученых в данной области, материалами дискуссий, научных конференций, учебной литературой, специальными словарями и справочными изданиями;
  • составить краткий перечень наиболее распространенных в изучаемой области терминов с их краткими дефинициями;
  • привлечь специалистов для консультаций;
  • изучить библиографическую обеспеченность темы.
  1. Разработка плана-проспекта пособия
  • Обоснование темы
  • Определение целевого назначения пособия:

 

  • в помощь научной работе;
  • в помощь профессионально-производственной деятельности;
  • в помощь образованию и самообразованию;
  • в помощь агитационно-пропагандистской работе;
  • для повышения квалификации;

-для первоначального ознакомления с темой.

  • Определение читательского назначения
  • Определение принципов отбора литературы в пособие:

 

  • тематические границы пособия,
  • хронологические границы (учетный период) включаемой литературы.

 

  • Виды изданий, включаемых в пособие
  • Языковые границы отбора
  • Структура библиографической записи:
  • библиографическое описание;
  • наличие аннотаций и (или) рефератов;
  • характер аннотации — справочные, рекомендательные;
  • включение рецензии на библиографируемые документы и т. п.
  • Структура пособия:

Способ группировки материалов:

  • систематический,
  • предметный,
  • тематический,
  • алфавитный,
  • хронологический. Состав справочного аппарата:
  • вспомогательные указатели,
  • приложения,
  • вступительная статья,
  • предисловие. Объем

 

  • Этапы составления пособия
  • Круг специалистов и учреждений, привлекаемых для консультаций и рецензирования
  • Авторский коллектив (обязанности каждого участника)
  • Сроки обсуждения работы
  • Способ печати
  • Оформление
  1. Выявление литературы по теме пособия (библиографическое выявление)
  • Определение круга источников:

 

  • основные (каталоги и картотеки библиотеки)
  • дополнительные (издания РКП, отраслевая сигнальная информация, рефе­ративные журналы, прикнижная библиография в новейших монографиях и обобщающих трудах, аналитико-синтетические и историографические обзо­ры в журналах, тематических сборниках, хрестоматиях, антологиях, собра­ниях сочинений и т. п.)
  • Просмотр источников:

—   сплошной просмотр — источники с формальным расположением материа­ла (алфавитным, хронологическим, топографическим)

—  выборочный просмотр — источники с систематическим или предметным расположением материала

  • Составление служебных картотек:
  • Картотека обследованных источников (с указанием способа просмотра и соответствующих разделов первичных и вторичных документальных источ­ников)
  • Картотека описаний, выявленных в ходе просмотра произведений печати (в общем алфавите авторов или заглавий; по основным разделам пособия).

 

  1. Основной этап
  2. Общий библиографический анализ документов

Включает в себя ознакомление с титульным листом, издательскими дан­ными, аннотацией, оглавлением, предисловием и (или) вступительной статьей, примечаниями, комментариями, в нужных случаях — выборочное чтение текста документа.

  1. Составление библиографических описаний

Включает в себя уточнение описаний документов, заимствованных из ос­новных и дополнительных библиографических источников (сверка с оригина­лом de visu) и составление библиографических описаний на произведения, вы­являемые путем сплошного просмотра журналов, сборников и других изданий. Библиографическое описание должно соответствовать последним ГОСТам.

  1. Аннотирование / реферирование
  2. Индексирование и предметизация
  3. Составление библиографической записи

 

III.  Заключительный этап

  1. Синтетический подэтап
  • Библиографический отбор документов

Проводится с учетом формальных ограничений: пространственных (фонд библиотеки или фонды ряда библиотек), формально-издательских (вид издания, тираж, объем, способ размножения и др.), хронологических (учетный период, время написания), территориальных, языковых, авторских и др. Кроме того, производится качественный отбор — исключаются документы, не соответст­вующие конкретному целевому и читательскому назначению указателя.

  • Окончательный отбор выявленных и изученных документов
  • Библиографическая группировка отобранных документов

 

Может быть формальная (в алфавитном порядке по заглавиям документов или фамилиям их авторов, по виду изданий (книги, статьи), по месту издания или хранения, по формату, по хронологии издания или написания произведе­ний, по языку, по издающим организациям, учреждениям и т. п.) и содержа­тельная (систематическая, тематическая, предметная, рекомендательная).

Преимуществами систематической группировки являются логичность, последовательность, обозримость, стабильность. Она применяется в универ­сальных библиографических указателях.

Преимуществами тематической группировки являются большая подвиж­ность и менее жесткая внутренняя структура. Она применяется в комплексных или проблемных библиографических указателях, отражающих литературу по одной или нескольким отраслям знания.

При предметной группировке библиографические записи группируются под предметными рубриками, а сами рубрики располагаются в алфавите их наименований. Такой способ расположения позволяет быстро находить мате­риалы по конкретным узким вопросам. Применяется она в реферативных жур­налах.

Рекомендательная группировка преследует цели руководства чтением и может быть осуществлена в различных вариантах от общего к частному, от простого к сложному.

  1. Подготовка справочного аппарата
  • Предисловие

Составляется на основе плана-проспекта. Должно содержать сведения об основных задачах пособия, значении данной темы; характеристику целевого и читательского назначения пособия, используемых видов аннотаций, вспомога­тельных указателей (особенности их построения и возможности практического использования); описывать общий принцип группировки материала (разделы не перечисляются); расположение записей внутри последних делений (если в раз­ных разделах такая последовательность различна, это оговаривается); хроноло­гические границы отбора материала.

В периодических и продолжающихся библиографических пособиях, а также в указателях, выходящих в сериях, предисловие обычно помещается только в первом выпуске.

  • Вступительная статья

Представляет из себя более или менее развернутый обзор основной лите­ратуры по теме пособия. В качестве авторов обычно выступают научные редак­торы, консультанты, специалисты в данной отрасли знаний.

50

  • Вспомогательные указатели

Могут быть следующих видов:

Именной указатель может содержать фамилии авторов, составителей, ре­дакторов, переводчиков, иллюстраторов и т. п. либо фамилии лиц, характери­зуемых или упоминаемых в библиографируемой литературе (отсылочные но­мера в скобках, уточнения — «о нем», «о ней»).

Персональные указатели (указатели личных имен) составляются и как самостоятельные (могут быть указания на профессию, род деятельности, отли­чия, заслуги того или иного лица).

Указатель заглавий содержит заглавия всех отраженных произведений (как авторских, так и коллективных).

Предметные указатели раскрывают содержание объектов библиографи­рования в целом и в каком-либо аспекте (содержат, например, геологические, ботанические, архитектурные и другие термины).

Указатель географических названий содержит родовые характеристики (озеро, море, возвышенность, река и т. д.)

Систематический и тематический вспомогательные указатели.

Хронологический указатель.

Подготовка вспомогательных указателей может осуществляться как в традиционном, так и в автоматизированном режиме.

  • Приложения

Могут включать в себя списки просмотренных источников, списки услов­ных сокращений, дополнения и советы библиотекарю, анкеты и бланки опроса читательского мнения.

  • Оглавление
  • Методические советы

 

  1. Редактирование

На этом этапе осуществляется научно-библиографическое (отбор материа­ла, полнота раскрытия темы, качество аннотаций, набор и качество вспомога­тельных указателей), литературное (вычитка всего текста пособия, вступи­тельные тексты к разделам, наименования разделов, подразделов и рубрик) и технико-библиографическое (единообразие, точность описаний, соответствие действующим правилам) редактирование. Проверяется порядок и нумерация записей.

  1. Оформление

На этом этапе пособие приобретает свой окончательный вид. Оформляет­ся титульный лист. В необходимых случаях используются контртитулы (на­именование серии и перевод титула на другие языки), шмуцтитулы (для обо­значения названий разделов и подразделов), колонтитулы (для рубрик и под-рубрик на каждой странице основного текста), шрифты различных кеглей (ан­нотации более мелким шрифтом, порядковые номера записей полужирным шрифтом, заглавий разделов, подразделов, рубрик и подрубрик). Оговаривается использование иллюстративных материалов.


ГОСТ 7.1-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и из­дательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. — Взамен ГОСТ 7.1-84; введ. 2004-07-01. — М. : ИПК Изд-во стандартов, 2002. — 48 с.