Геллонский Сакраментарий (2-я пол. VIII в, Аббатство Сен-Гильем\ Парижская национальная библиотека, Latin 12048)

Фигурками птиц и рыб усеяны поля страниц одной из самых роскошных меровингских рукописей — Геллонского Сакраментария (конец VIII в., Париж, Национальная библиотека), где текст все время прорезан красными строчками, заглавные буквы окрашены красным, зеленым или желтым цветом, в начале абзацев помещены медальоны с геометрическим или растительным узором, а подле них на полях появляется то птица, расписанная наподобие изделий, покрытых полихромной эмалью, то рыба, которую пронизывает гарпуном высунувшаяся из медальона рука.

♦ Геллонский Сакраментарий назван по месту его изготовления (монастырь Геллон).

Он был написан двумя, тремя или четырьмя писцами, работавшими в одном скриптории. Семь различных рук добавили текст в книгу в конце 9 — го века. На листе 1Verso из фолио 1  Богородица держит крест и кадило, и на фолио 143 показано распятие,  — возможно, это самый старый образ распятия в франкской рукописи.

Каждая страница текста становится, таким образом, произведением искусства, чему немало способствует отточенная каллиграфия округлого, так называемого унциального шрифта, которым пользовались меровингские писцы.

Геллонский Сакраментарий сохранил немногие примеры изображений человеческой фигуры в меровингской книге. Большой инициал его первой страницы оформлен как стилизованное изображение священника в узорчатом облачении с крестом и кадилом в руках. Начало текста выполнено крупными разноцветными буквами, вверху над ним находятся изображения двух симметрично расположенных птиц по сторонам орнаментально-растительного мотива, символизирующего древо. Между строк помещены две хризмы — монограммы Христа, а также сирена с закрученным рыбьим хвостом, в буквах рассеяны маленькие листочки. Декорировка этой страницы отражает и некоторое влияние англо-ирландской орнаментики — ряд букв окружен цветными точечками, а нижняя часть инициала заполнена узлами ленточного плетения.

В Геллонском Сакраментарии налицо традиции лаонских кодексов-предшественников. Не только инициал, но и многие буквы тщательно декорированы: в частности, полукруглый элемент «D» выполнен в виде рыбки, тут и там буквы обведены сериями цветных точек. Эта техника восходит к ранним англо-ирландским представлениям о том, что все буквы текста священны и содержат некую сверхъестественную силу, вследствие чего их надлежит снабжать охранительными «покровами». Нижняя часть инициала украшена подражанием кельтской «плетенке»; птицы, а также фигуры русалки и Девы Марии выполнены в манере, типичной для островного искусства.

В рукописи из Геллонского монастыря имеется еще одно изображение человеческой фигуры. Это фигура распятого Христа, помещенная на заглавной букве «Т», которая открывает важнейший канон Сакраментария, посвященный таинству евхаристии.

Начало евхаристической молитвы гласит: «Те igitur, clementissime Pater, per Iesus Christus, Filium Tuum, Dominum nostrum, supplices rogamus ac petimus…» «Тебя, всемилостивейший Отче, ради Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего, смиренно просим и молим…»

Да-да, вот теперь будут слайды.


Посмотреть: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b60000317/f1.double