Библейские сюжеты в искусстве

Сюжеты Ветхого Завета Сюжеты Нового Завета
Ад и потоп
Адам и Ева (гравюра Дюрера)
Артаксеркс, Аман и Эсфирь
Вавилонская башня
Валаамова ослица
Избрание семидесяти старейшин Моисеем
Изгнание Элиодора
Медный змий
Моисей, разбивающий Скрижали Завета
Наказание восставших Левитов
Обрезание сына Моисея
Ослепление Самсона
Первый траур
Переход через Красное море
Пир Валтасара
Поклонение волхвов
После потопа
Призвание Моисея
Самоубийство Саула
Самсон и Далила
Смерть и завещание Моисея
Сон Иакова
Сотворение Адама
Сошествие Ноя с горы Арарат
Страшный суд
Схождение с горы Синай
Юдифь и Олоферн
Вавилонская блудница
Вифлеемская звезда
Зверь, вышедший из моря
Камо грядеши
Отречение апостола Петра
Путь в Дамаск
Бегство в Египет
Благовещение
Блудный сын в таверне
Брак в Кане Галилейской
Воз сена
Возвращение блудного сына
Возложение тернового венца
Вручение ключей апостолу Петру
Голгофа
Динарий кесаря
Древо жизни
Избиение младенцев
Искушение Христа
Кающаяся Мария Магдалина
Коронование терновым венцом
Крещение Христа
Мадонна с безбородым Иосифом
Мария Магдалина
Маэста
Нагорная проповедь
Нахождение Спасителя во Храме
Не трогай меня
Несение креста
Обезглавливание Иоанна Крестителя
Обращение Савла
Оплакивание Христа
Отречение Петра
Пир в доме Левия
Поклонение волхвов
Поклонение пастухов
Поцелуй Иуды
Преображение (Рафаэль)
Призвание апостола Матфея
Призвание первых апостолов
Распятие Христа
Сад земных наслаждений
Святой Иоанн Креститель в пустыне
Семь деяний милосердия
Семь радостей Марии
Семь скорбей
Семь смертных грехов и четыре последние вещи
Снятие с креста
Страшный суд
Суд Синедриона. «Повинен смерти»
Суд Пилата
Тайная вечеря
Увенчание терновым венцом
Успение Богородицы
Христос в Гефсиманском саду
Христос в пустыне
Христос в родительском доме
Христос во время шторма на море Галилейском
Христос и грешница
Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии
Четыре апостола
Что есть истина?
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения
Явление Христа народу
Ужин в Эммаусе
Неверие Фомы

А теперь лирики

Произведения искусства по сюжетам Библии создаются на протяжении последних двух тысячелетий. Сложившаяся за это время галерея художественных образов передает сложный, духовно насыщенный мир Священного Писания, вдохновлявший художников, и позволяет проследить не только смену направлений и стилей изобразительного искусства, но прежде всего мироощущение людей разных эпох, их восприятие человека и окружающего мира. В этом томе собрана лишь небольшая часть произведений изобразительного искусства (более 2700 репродукций), иллюстрирующих Ветхий и Новый Завет в живописи, гравюре, книжной миниатюре, мозаике и фресках от первых веков нашей эры до начала 20 столетия.
Вторая заповедь запрещает создание любых изображений («Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…» Исх. 20:4). В один из тех исторических периодов, когда эта заповедь трактовалась менее жестко — как запрет на изготовление статуй (кумиров) и других трехмерных изображений, в еврейском искусстве были созданы первые произведения на сюжеты Священной истории. На рубеже нашей эры в Александрии Египетской был разработан цикл иллюстраций к Септуагинте (греческому переводу Библии). Хотя эти иллюстрации не сохранились до настоящего времени, их влияние прослеживается в изображении сюжетов Ветхого Завета как в настенных росписях римских катакомб, так и в византийской книжной миниатюре. Долгое время существование александрийского цикла оставалось недоказанным, пока в 1931 году не были обнаружены руины синагоги в Дура-Европос в Месопотамии. Росписи западной стены, датируемые примерно 244 г. н.э., представляют основные сюжеты Ветхого Завета: жертвоприношение Авраама, нахождение Моисея, Исход, помазание Давида на царство, торжество Мардохея, видение Иезекииля и др. Живописные панели из Дура-Европос помогли исследователям подтвердить связь между различными памятниками, композиционно воспроизводившими сцены александрийского цикла. Следы влияния иллюстраций к Септуагинте заметны также в библейских сценах, изображенных на мозаичных полах синагог 6 века н. э. в Палестине и северной Африке (например, сцена жертвоприношения Авраама из синагоги в Бейт-Альфа).

Зарождение христианской изобразительной традиции относится к 2-7 векам н. э., когда создаются росписи в римских катакомбах (многоярусных подземных галереях-лабиринтах). В эпоху гонений на христиан катакомбы использовались для захоронения наиболее почитаемых членов общины, а также были местом собраний и проведения религиозных церемоний. Сцены катакомб покрыты росписями, в которых встречаются изображения персонажей и сцен Ветхого Завета (Моисей, иссекающий воду из скалы, Адам и Ева и др.), но преобладают новозаветные сюжеты, а также символические и аллегорические изображения Христа в виде рыб, Доброго Пастыря и т. д. Здесь же находится и первое из известных нам изображений Богоматери.

После признания христианства государственной религией Римской империи в 4 веке н.э. постепенно обозначаются расхождения между западной и восточной церквами (разделение христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) фактически произошло в 1054 году). Формируются два различных подхода к изображению священной истории. В Византии вырабатывается и закрепляется канон: «истинные», чудесным образом явленные изображения Иисуса Христа, Богоматери стали подлинниками, с которых делались списки. Возникает особая система условных приёмов воспроизведения действительности: плоскостное изображение помещается на отвлечённом (нередко «золотом») фоне, выбор элементов пейзажа подчиняется выявлению символического или повествовательного смысла композиции, но не задаче передать натуру.

На Западе в средние века главным заказчиком произведений изобразительного искусства становится Церковь. Создаются настенные росписи храмов, мозаики, скульптура, большое распространение получает книжная иллюстрация. В раннесредневековой западной книжной миниатюре можно заметить влияние как византийских образцов (Евангелие Оттона), так и традиций римской миниатюры (Евангелие Карла Великого). В это время рукописная книга была роскошью, которую могли позволить себе немногие. Для неграмотного в большинстве своем населения иллюстрированной книгой был сам храм. Но уже в преддверии Ренессанса, в 15 веке, появляется новый вид искусства — гравюра — гораздо более дешевый и доступный. Печатная графика вплоть до 20 века остается самым демократичным видом искусства. Первоначально большинство иллюстрированных гравюрами печатных изданий составляли книги религиозного содержания, а в станковой гравюре к библейским сюжетам обращались такие мастера как Дюрер, Рембрандт и многие другие. Завершают традицию книжных иллюстраций к Библии в настоящем собрании гравюры Гюстава Доре, сочетавшего в своем творчестве романтическую трактовку сюжетов со смелыми пространственными построениями и драматическими эффектами освещения.

В западной Церкви, начиная с позднего Средневековья, происходит постепенный отказ от сложившихся типов изображений; наряду с религиозной, появляется светская живопись. Если в Средние века единственным заказчиком была церковь, то в эпоху Ренессанса одни и те же художники выполняют как церковные, так и светские заказы. Само название нового периода в развитии западноевропейского искусства — Возрождение — означает возвращение к античной культуре и эстетике. Художественными принципами нового искусства становятся объем изображаемых фигур, трехмерность пространства. Персонажи живописных полотен и фресок изображаются не как обобщенные образы, а как современники художника, которому зачастую позируют бедняки. В изображении героев Ветхого и Нового заветов мастера любуются их физической красотой — мужественной силой и мощью (Микеланджело) или нежной женственностью (Леонардо да Винчи).

События Священной истории становятся в полотнах Караваджо и Тинторетто сценами из современной жизни, а эпоха барокко вносит в них элементы чувственной красоты, интерес к декорации и украшениям, нюансам и подробностям. Особняком от других мастеров этого периода стоит творчество Рембрандта, в произведениях которого на библейские сюжеты глубина чувства и концентрация эмоциональных ощущений переданы минимумом художественных средств («Возвращение блудного сына»).

Реформация и эпоха Просвещения вытеснили религиозные темы в искусстве на второй план. Постепенно происходит отход от изображения героев Священной истории в современных художнику одеждах и обстановке. Мастера классицизма, романтизма, а затем и реализма стремятся к исторически верному воспроизведению интерьеров, одеяний и пейзажей, путешествуют в Палестину (как, например, Тиссо) для зарисовок с натуры.

Интерес к библейским, в первую очередь, евангельским сюжетам возрождается в кругу прерафаэлитов, группы английских художников, поставивших себе целью освобождение от академических условностей и возвращение к традиции искренности и «наивной религиозности» раннего Возрождения. Чувственная красота, стилизация и декоративность в картинах прерафаэлитов наполняются мистически-восторженным религиозным переживанием («Беата Беатрикс» Россетти), а события Священной истории разыгрываются в детально воспроизведенной повседневной обстановке («Мастерская плотника» [Иисус в родительском доме] Милле).

Символисты, в поисках мечты, таинственной и чувственной Идеи, также обращаются к религиозным сюжетам. Образ Саломеи становится одним из наиболее частых мотивов, так, в картине Гюстава Моро «Видение» (Танец Саломеи) чувственность танцовщицы, таинственное и экзотичное место действия соединяются с реалистичной передачей истекающей кровью головы Иоанна Крестителя, создавая фантастическую атмосферу, отличную от традиционных интерпретаций этого сюжета.

Древняя Русь с принятием христианства заимствовала и иконописную традицию. Светская живопись впервые появляется лишь в 17 веке, а ко времени правления Петра I обозначаются два течения: традиционалистское, поддерживаемое духовенством, и светское. В 18 веке расширяется круг книжных образцов, появляется возможность учиться за границей, что приводит к постепенному освоению западной традиции, появляются картины на религиозные темы. К евангельским сюжетам обращаются К. Брюллов, Г. Семирадский, А. Иванов, Н. Гё, И. Крамской, В. Верещагин и многие другие художники 19 века.

Ветхий Завет, при большом разнообразии сюжетов, представлен меньшим количеством иллюстраций. Самые популярные эпизоды и персонажи этого раздела — Адам и Ева, Моисей и исход из Египта, Иудифь. В Новом Завете художников привлекали преимущественно события из жизни Богоматери и Иисуса Христа (см. Рождество, Крещение и т. д.), реже деяния апостолов (см. Апостолы, Стефан) и Апокалипсис.


Превью:

Пейзаж с изображением сна Иакова: ангельская лестница, достигающая неба
(Быт. 28:10-16)

Художник: Вильманн, Михаэль Лукас Леопольд
Дата создания: около 1691
Размер: 87 x 106 см
Материал, техника: холст
Местонахождение: Бреслау, Музей изобразительных искусств (до 1945)
Стиль, эпоха: барокко
Страна: Германия