- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Манесский кодекс (1305-1340 гг., Цюрих \ библиотека Гейдельбергского университета)

Манесский кодекс (лат. Codex Maness) — средневековая иллюминированная рукопись, представляющая собой сборник светской поэзии (главным образом, миннезингеров) на средневерхненемецком языке. Хранится в библиотеке Гейдельбергского университета, отсюда его альтернативное название — Большой гейдельбергский песенник (нем. Große Heidelberger Liederhandschrift).  В русской традиции кодекс также  известен как Манесский песенник, Манесская рукопись.

Кодекс был создан около 1300 года в Цюрихе возможно благодаря коллекционерам из знатного рода Манессе, давших рукописи её название. Заказчиком выступил рыцарь Рюдигер фон Манесс Старший, член городского совета Цюриха. Является представительным собранием лирической поэзии на средневерхненемецком языке. Вместе с тем, кодекс не даёт полного представления о синтетическом искусстве миннезингеров, поскольку музыкальное воплощение их стихов в нём никак не зафиксировано.

Манесский кодекс  создавлся в течение 1305-1340 гг. Во время Тридцатилетней войны (1618-48 гг.) книга попала из Гейдельберга в Париж, но в 1888 г. была возвращена обратно в Гейдельберг.

Считается, что книга была оформлена четырьмя мастерами: т.н. основным были созданы 146 (!) листов в период 1305–1315 гг, остальными — по 30 и 5 листов соответственно в период 1,05 — 1340 гг.

Основная часть кодекса, охватывающая творчество 110 авторов, составлена в начале XIV в., позднее, в середине века в него были внесены ещё 30 авторов. 138 миниатюр, изображающих средневековых поэтов при дворе, признаны шедеврами верхнерейнского готического иллюминирования.

Согласно комментариям специалистов, манускрипт представляет собой

«наиболее красиво иллюминированный немецкоязычный манускрипт за века» 

На страницах кодекса изображено большое количество дворянской знати в полном боевом облачении, в геральдических цветах и при девизах (несмотря на то, что их лица, как правило, скрыты), принимающих участие в битвах. Много изображений берут свои истоки в значении имён поэтов (так, например, Дитмар фон Айст показан верхом на муле, так как одно из значений его имени может быть интерпретировано таковым образом) или проистекает из содержания стихов поэтов (Вальтер фон дер Фогельвейде изображен в задумчивой позе, которая подходит к его собственному описанию себя в одном из его известнейших поэтических песенных произведений). По причине того, что манускрипт был закончен спустя практически сто лет после смерти некоторых из перечисленных поэтов, ни физическое сходство, ни геральдическое описание не может быть признано полностью достоверным, несмотря на то, что эти данные широко воспроизводились в прошлом и настоящем.

Рукопись (426 пергаменных листов размером 35,5×25 см) выполнена в готическом шрифтовом стиле текстуры, что означает, что текст покрывает страницу равномерно, характерной особенностью данного стиля является специфическая «вытянутость» букв. Знаки препинания практически отсутствуют, заглавное начертание букв используется в начале каждого абзаца. Рукопись охватывает творчество средневековых лириков во всём его многообразии видов и форм (песни, лэ и др.), начиная с первых образцов мирской песенной культуры (Кюренберг, 1150—1160 гг.) до появления рукописных текстов (Хадлауб, ок. 1300 года). Поэтические тексты не нотированы. В Манесском кодексе собраны стихи 140 средневековых поэтов (6000 строф), снабженные их портретами размером в целый лист, часто с гербами и украшенным шлемом. Расположение авторов в кодексе ориентируется на их сословное положение.

Манесский кодекс — незаконченный поэтический сборник, не все материалы в нём упорядочены, осталось несколько пропущенных пустых страниц.

Посмотреть можно здесь: http://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/cpg848/0001/thumbs?sid=8aa5ff8cfd741963be1e1fbeee1c5928#/current_page