Вышеградский кодекс (1085, Emmerames, Бавария \ Клементинум, Прага)

7 лет ago Enottt Комментарии к записи Вышеградский кодекс (1085, Emmerames, Бавария \ Клементинум, Прага) отключены

Вышеградский кодекс, или Коронационный евангелиарий короля Вратислава — средневековый иллюминированный сборник латинских евангельских текстов (евангелиарий), созданный специально для коронационной мессы первого чешского короля Вратислава II, состоявшейся 15 июня 1085 года в Пражском граде. Название получил по пражскому замку Вышеград, где евангелиарий хранился до XIII века. По количеству и художественному уровню иллюстраций принадлежит к наиболее интересным рукописям средневековой Европы. В 2006 году включён в список национальных памятников культуры Чешской Республики. В настоящее время хранится в Клементинуме, Прага.

В его миниатюрах мы находим все сюжеты, которые были выработаны в романском искусстве Центральной Европы, но встречаются и композиции, весьма редкие в романской живописи. При всей их строгости миниатюры «Вышеградского кодекса» отличаются пластичностью, поражают живостью образов. Определяющими элементами являются твердый рисунок и характерная красочная гамма, развивающаяся от розовых и красных тонов через оливковые, голубые до охряных на золотом фоне.

Характерно и безошибочное декоративное чутье, сказывающееся в оформлении страниц, заключенных в рамки. Если рамка не заполнена текстом, ее украшает растительный или геометрический орнамент. Собственно декоративная разбивка страницы особенно четко видна на страницах с родословной Христа. Они расчленены наподобие витражей или расписных потолков и образуют нечто вроде коврового узора. Открывается рукопись страницей с изображением четырех евангелистов. Уже в этой миниатюре развертывается гармония стилизованной романской формы и необычного колорита, основанного на комбинации блеклых цветов и золотого фона. Контурный рисунок дополнен внутренним, расчленяющим и как бы лепящим отдельные формы параллельными штрихами.

Одна из лучших миниатюр «Вышеградского кодекса» — «Рождество Христово». Центральное место в композиции сцены занимают ясли с благословляющим младенцем, нижняя часть миниатюры во всю ширину заполнена фигурой богоматери. Сверху, из сфер небесных, вниз устремляются к земным сценам ангелы. В этой миниатюре достигнуто полное единство небесных и земных сфер.

К наиболее монументальным миниатюрам «Вышеградского кодекса» относится сцена «Христос во славе». По углам золотого прямоугольника, ограниченного рамкой, фигуры четырех ангелов несут мандорлу, в которой восседает Христос. Великолепие стилизованных форм, ритм контурного и внутреннего рисунка, уравновешенность красочной гаммы, в которой преобладают розовые и синие тона, говорят о ярком даровании миниатюриста.

Характерна также монументальность образов в сценах «Тайная вечеря», «Омовение», своеобразный ритм композиции «Воскресения из мертвых», достигаемый чистотой форм, твердым их построением, ритмом рисунка и красок, последовательным применением плоскостной трактовки на золотом фоне.

Обложка рукописи обтянута тканью с зеленым вышитым растительным орнаментом. К задней стороне обложки пришита мандорла господствующего и благословляющего Христа. Мандорла (от итал. mandorla «миндалина») — особая форма нимба, сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери.

Мастерство исполнения, разнообразие иконографических сюжетов миниатюр кодекса делают рукопись чрезвычайно ценным памятником искусства книги романской эпохи и ставят ее на один уровень с лучшими памятниками книжной миниатюры в Центральной Европе этого времени.

История

Коронационный евангелиарий — служебный литургический сборник, содержащий латинские тексты евангелия, расположенные в порядке литургических чтений церковного года, специально предназначенный для использования в коронационной мессе первого чешского короля Вратислава II, начали создавать ещё в семидесятых годах XI века. По версии современных историков, Вышеградский кодекс был создан в скриптории Emmerames в Баварии и привезён в Прагу ко дню коронации 15 июня 1085 (или 1086) года. В создании кодекса принимали участие три художника. Заказчиком рукописи, вероятно, выступил один из чешских монастырей бенедиктинцев. После восшествия Вратислава на королевский престол Чехии коронационный евангелиарий, судя по всему, долгое время хранился в королевской резиденции в Вышеграде.

После коронации Вацлава I в 1228 году Вышеградский евангелиарий был перенесён в Пражский град и помещён на хранение в библиотеку Святовитского митрополичего капитула. Именно к концу XIII века относится пометка de Wisegrad, сделанная на задней обложке кодекса (лист 109), благодаря которой евангелиарий и получил своё нынешнее название.

В 1619 году Вышеградский кодекс был перевезён в деревню Длоуга-Вес, где его спрятали от протестантов. Известно, что в 1728 году евангелиарий хранился в библиотеке пражской Архиепископской семинарии. Со 2-й половины XVIII века евангелиарий хранится в пражском Клементинуме, а во время Второй мировой войны был помещён на хранение в замок Карлштейн. В 2006 году его внесли в список национальных памятников культуры Чешской Республики. В настоящее время в постоянной экспозиции Клементинума выставлена факсимильная копия Вышеградского кодекса, сделанная в 2012 году.

Посмотреть Вышеградский кодекс всё еще можно здесь: http://v2.manuscriptorium.com/apps/main/index.php?request=show_tei_digidoc&docId=set20070920_13_1&client=