Мастер Благовещения из Экса

2 года ago Enottt Комментарии к записи Мастер Благовещения из Экса отключены

Мастер Благовещения из Экса (фр. Maitre de l’Annonciation d’Aix, работал в Провансе ок. 1445 года) — французский художник.

Биография

Мастер Благовещения из Экса. Благовещение. 1443-45 гг. Экс-ан-Прованс, церковь Сен-Мари-Мадлен
Мастер Благовещения из Экса. Благовещение. 1443-45 гг. Экс-ан-Прованс, церковь Сен-Мари-Мадлен
Мастер Благовещения из Экса — анонимный художник, автор триптиха, исполненного в 1443-1445 годах по заказу суконщика из Экса Пьера Карпичи для церкви Сан Совер в Эксе. Этот триптих, разобранный, и хранящийся ныне в разных собраниях, первоначально состоял из центральной сцены «Благовещения» (Экс-ан-Прованс, церковь Мадлен), «Пророка Исайи» (Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена) и «Натюрморта» (Амстердам, Гос. музей) — на левой створке, и «Пророка Иеремии» на правой (Брюссель, Королевский музей изящных искусств). На оборотной стороне закрытых створок изображено «Явление Христа Марии Магдалине».

Было много разных попыток привязать произведения Мастера из Экса к имени того или иного художника. Очевидно лишь то, что этот мастер принадлежал к нидерландской школе: чувство целого и реалистическая трактовка тел были заимствованы у Яна ван Эйка, и особенно у Мастера из Флемаля (Робер Кампен). Вероятно он учился в Бургундии, поскольку драпировки с тяжелыми складками и монументальность фигур явно отражают влияние Клауса Слютера. Это северное влияние дополнено провансальской трактовкой форм и света. Триптих мастера по стилистике близок кругу художников короля Рене, поэтому исследователи предполагают, что он работал среди его живописцев, и сопровождал короля Рене в Неаполь. Мастера Благовещения из Экса пытались отождествить с Робером Кампеном, Колантонио, Жаном Шапю, Бартелеми д’Эйком и Гийомом Домбе. Самой правдоподобной и принятой многими специалистами является гипотеза о Бартелеми д’Эйке — художнике и миниатюристе короля Рене в 1447—1476 годах.

Лирики

В середине XV века, как и прежде, изменения мироощу­щения полнее и последовательнее, чем в других видах ис­кусства, выражались в живописи и миниатюре. По-прежнему существуют отдельные центры, в произведениях которых прослеживаются местные особенности.

С утратой Парижем его ведущего положения усилилась роль других областей — прежде всего Центра и Юга, где даже в разгаре войны сохранялись условия для творчества художников.

Первым выступает Юг. Еще в XIV веке Прованс играл видную роль в культуре страны. С пленением пап Авиньон стал на некоторое время центром католического мира. Стро­ительство и украшение папского дворца соединили здесь усилия парижских, каталонских и итальянских художников.

Присутствие многочисленных сиенских мастеров и особенно деятельность крупнейшего представителя сиенской школы Симоне Мартини сделали Авиньон очагом распространения итальянских влияний. С отъездом пап, к 1400 году искус­ство Прованса оказалось в упадке. Но уже к концу первой четверти XV века началось оживление: утвердился престиж местных художников, богатые торговые города выдвинули новых заказчиков — преуспевающих буржуа, корпорации купцов.

В середине века здесь было создано несколько живопис­ных произведений, отличающихся большой монументаль­ностью, напряженным, но сдержанным и суровым чувством.

Всем им свойственна скульптурная трактовка обобщенных и довольно жестко ограничиваемых объемов, в чем сказыва­лось не только влияние пластики, но и своеобразие южного

освещения, поглощающего детали и подчеркивающего гра­ницы плоскостей. Поверхности тканей, тел, предметов воспроизводятся достаточно осязаемо, но интерес к деталям умерен, он подчинен общему лаконизму стиля.

Самое раннее из этих произведений — так называемый «Алтарь из Экса», выполненный неизвестным художником в 1442 году для капеллы суконщика Корпичн в Эксской церкви Сен-Совер и несущий на себе печать воздействия Ван Эйка и Кампена.

В главной сцене «Алтаря» — в «Благовещении», где, как зачарованные, преклонив колени, застыли друг против дру­га архангел и Мария, ровный интенсивный свет заливает пространство нефов, выявляя их пустоту и подчеркивая изолированность главной группы: он съедает цветовые пе­реходы, более скульптурной делает трактовку форм, прида­вая им твердость камня или дерева. Неподвижные позы, устремленные вдаль взоры, ткани, спускающиеся равно­мерными складками или широко и прочно улегшиеся вокруг фигур на плитах пола, создают впечатление остановивше­гося времени. Чтобы оттенить значительность персонажей, художник уменьшил масштабы архитектуры. Правда, и место действия, и мотивы скульптурного убранства, и раз­ные предметы, вошедшие в картину, появились не по вооб­ражению художника—-все это символично и оговорено в писаниях отцов церкви. Так, цветы в вазе — олицетворяют целомудрие, милосердие и страдание. Оттого они и постав­лены на передний план, ближе к зрителю. И разве что изображая загроможденные книгами, горшочками, короб­ками полки над головами пророков на створках алтаря, мастер меньше думал о символике: от свободной небреж­ности, с которой разместились обыденные вещи в этих первых французских натюрмортах, веет естественностью и мирным теплом будней.

В работах так на­зываемого «Мастера Благовещения из Экса» и Ангеррана Шаронтона французская живопись почти исчерпала потенциал средневекового искусства.

«Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы вли­яния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), го также содержит в себе прованские или итальянские чер­ты (к примеру, интенсивное использование света). Непропорцио­нально крупные, словно высеченные из камня фигуры Девы Марии и ангела изображены в готическом храме. За счет перспективы храм кажется реальным, а Мария и ангел видением, посетившим набож­ного христианина в Доме Божием.


Превью: Мастер Благовещения из Экса. Благовещение. 1443-45 гг. Экс-ан-Прованс, церковь Сен-Мари-Мадлен. Средняя створка триптиха. Живопись по дереву. 


Источники:

  1. Петрушевич — французская живопись 15 века
  2. Томан. Готика
  3. Википедия — Мастер Благовещения из Экса