- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Иконостас

Даже у греков иконостасы были трехъярусные, это национальная русская форма интерьера православного храма. Иконостас полностью отделяет алтарь от помещения для молящихся и отличается ясной четкой логикой (какие иконы там представлены, как они расположены, как взаимодействуют между собой ряды) и отражением самых широких философских, богословских, естественнонаучных, нравственных проблем, тесно связанных с молитвами и ходом службы. Также, как и система росписи, иконостас читается сверху: самый верхний (праотеческий) ряд – самый поздний по времени появления. Он появился на рубеже 16-17 вв. Первые иконостасы сохранились в от начала 15 века, они связаны с именами Феофана Грека и Андрея Рублева. Мы будем говорить об иконостасе в целом и начнем с праотеческого ряда. Двунадесятые праздники:

Иконы этих сюжетов присутствуют в празничном чине. Впрочем, их в чине больше. Храм позволял включить больше икон

ОБРАЗЫ ДЕИСУСНОГО РЯДА:

Деисусный чин иконостаса – это очень важное представление христианства о страшном суде, Христос когда-то вновь явится на Землю в образе вселенского судьи и будет судить живым и мертвым. Этот чин – образ будущего. А теперь как все эти взгляды отразились в иконостасе? Чтение рядов иконостаса построено по историческому принципу, как его мыслит христианство. Развитие истории библейской идет через истории пророков, а последние предсказывали появление Христа и Богоматери. Потом идет страшный суд, а путь к достойному ответу на нем идет через повседневное участие в храмовой жизни, в литургии, через моление. И ряды связаны между собой, и событие, описанные в них, связаны с прошлым, настоящим и будущим. Иконостас – это естественнонаучные представления. В иконостасе четко прописаны представления о свете, земле и небе. И историю тоже мыслили через священное писание, через библию, история в иконостасе тоже представлена. Например, история начинается с ветхозаветных персонажей. Адам, например, предок Христа по человечеству, а Авель – предок Христа по жертве. И особенно важен здесь деисусный чин иконостаса. Дело в том, что только в русском иконостасе присутствуют святые всех категорий. В наших иконостасах могли располагать и русских святых, и столбников, и юродивых. Деисусный чин – не уникальное явление. Он определяется одной из важнейших идей русской культуры – идеей ансамбля, коллектива, общины, общности. «Всем миром» — фраза, которая утверждала, что все люди вместе что-то делают: каются, умирают, трудятся. Изначально, появление святых разных категорий святости не имело такой глубинной, национальной идеи. Оно было связано с конкретным княжеским заказом, впервые деисусный чин мы встречаем в церкви, заказанной Василием первым, сыном Дмитрия Донского, и он хотел видеть в иконостасе своих святых покровителей и покровителей своей семьи, они оказались святыми разной категории святости. Очень быстро эта идея стала общенациональной, что говорит о ее фундаментальности для русской культуры.

О чем молят Христа святые на Страшном суде? Это вторая идея, очень важная. Они молят Христа не о справедливости, а о милосердии. Оно может быть нелогичным, против закона, не соответствовать тяжести проступка, но милосердие оказывается выше закона.

Иконостасы не создавались в одиночку ни Греком, ни Рублевым. Это выражение коллективного опыта русских людей, это видение нравственных ценностей русских людей, а не представления самих мастеров. В балканских странах иконостасы трехъярусные: местный, деисусный и праздничный. Но это не та сцепленная логика, которая существует в иконостасе.

Теперь, в соответствии с реформой Никона нужно было объединить на почве религии Русь и балканы (Текория «Москва – 3 рим») Но на Балканах праздничный чин шел после деисусного, и Никон решил поменять их местами, и тогда цельность иконостаса была уже нарушена.

В одной сельской церкви есть семиярусный иконостас (церковь 18 века), два первых яруса – ярусы святых воинов.