- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Хайме (Жауме) Уге

Хайме Уге (кат. Jaume Huguet, 1412, Вальс, близ Таррагоны — 1492, Барселона) — каталонский художник периода поздней готики.

Из семьи шерстобитов. После смерти отца воспитывался в семействе дяди в Таррагоне. Позже работал в Барселоне, Сарагосе и снова в Таррагоне. Испытал влияние фламандской живописи, прежде всего, Рогира ван дер Вейдена. С 1454 г., женившись, работал в Барселоне, вступив в наиболее зрелый период своей живописи.

Huguet-RetauleSantAntoniAbat
Huguet-RetauleSantAntoniAbat

Хайме Уге работал сначала в Сарагосе, затем в Таррагоне, куда архиепископ и меценат Дальмау де Мур приглашал многочисленных художников, а с 1448 — в Барселоне. Уге был главным представителем испанской готической живописи второй половины XV в., его творчество принадлежит последнему периоду «золотого века» барселонской живописи. После смерти Мартореля мастерская Уге занимает господствующее положение в Барселоне. В своих работах художник дополняет к исканиям Мартореля и Луиса Дальмау постоянное волнение, дух мистицизма и величие. Его занимали проблемы организации пространства, освещения, пейзажа, однако под давлением заказчиков (в основном ремесленников и торговцев) он должен был сохранять верность традиции, которая часто придает его живописи некоторую архаичность.

Многие произведения Хайме Уге упомянуты в документах. На «Триптихе св. Георгия» (Берлин-Далем, музей, и Барселона, Музей изящных искусств Каталонии), исполненном, возможно, в арагонский период, святой в доспехах изображен крупным планом; его лик задумчив и меланхоличен, его фигура обращена к принцессе; на заднем плане — синее небо и зеленеющий пейзаж. В «Алтаре Вальмоль» (1447- 1450, Барселона, Музей изящных искусств Каталонии; створка «Благовещение» — Таррагона, музей) с изображением Мадонны с младенцем в окружении музицирующих ангелов фламандского типа угадывается влияние Дальмау. Небольшой трехчастный алтарь («Благовещение», «Эпифания», «Голгофа», до 1450, Вич, музей) включает в себя сельский пейзаж с двумя крепостями; в элегантной композиции «Эпифания» отражено влияние готического стиля Мартореля. В 1450-1455 Уге написал картину «Положение во гроб» (Париж, Лувр) — традиционный образ, трактованный рельефно на фоне неба. В эти годы создана и восхитительная алтарная картина «Бичевание Христа» (там же); на фоне элегантной аркады дальнего плана изображается пейзаж, церковь, голубеющие холмы, извилистая дорога.

К зрелому периоду творчества Хайме Уге принадлежит «Алтарь св. Винцента из Саррии» (сохранилось пять створок, 1458-1460, Барселона, Музей изящных искусств Каталонии). Литургическая пышность дополнена здесь тщательными физиогномическими штудиями (что особенно заметно в удивительной группе певцов в «Рукоположении св. Винцента»), а также геометрической строгостью и монументальностью, подтверждающие интерес художника к пластической конструкции картины, которая отличает его работы от линейных произведений «интернациональной готики». «Алтарь св. Антония аббата» (1455-1458, погиб в 1909) состоял из образа святого с посохом в руке и открытой книгой и шести повествовательных композиций. От «Алтаря архангела Михаила» (1455-1460, Барселона, Музей изящных искусств Каталонии) сохранилось очаровательное изображение Богоматери с младенцем и четырьмя святыми, а также три боковых створки («Победа архангела Михаила над Антихристом», «Явление архангела Михаила на замке Святого Ангела в Риме» и «Чудо горы Сан-Мишель», где мать с новорожденным младенцем убегают по волнам).

Большой «Алтарь св. Абдона и Сенена» (1459-1460, Таррасса, ц. Санта Мария де Эгара) посвящен патронам каталонских земледельцев. Два молодых святых, элегантно одетых, гордых и меланхоличных, изображены на мозаичном полу, в лучах света. Боковые створки содержат сцены их мученичеств, переданных с живописным реализмом. Монументальный «Алтарь Коннетабля» был исполнен Уге по заказу Педро Португальского, впоследствии Петра IV, для Кор. капеллы в Барселоне (1464-1465, Барселона, Музей истории города); на нем изображены сцены «Радостей Марии», среди которых господствует Эпифания, с богатым королевским кортежем и, быть может, портретом заказчика. «Алтарь св. Августина» (контракт 1463, окончен в 1480) был заказан художнику для капеллы в ц. Августинов; сохранилось 8 створок алтаря (Барселона, Музей изящных искусств Каталонии). Детализация здесь уменьшает торжественность сцен, как например, в центральной части алтаря, сцене «Посвящения св. Августина в сан епископа».

От зрелого периода сохранилась также центральная часть одного из алтарей с изображением «Архангела

Jaume_huguet_flagellazione_1455-1460_ca
Jaume_huguet_flagellazione_1455-1460_ca

Михаила и св. Бернардина» (1468, Барселона, Епархиальный музей); богатые одежды архангела контрастируют здесь с грубым шерстяным рубищем святого. Наконец, фигуры «Св. Анны», «Св. Варфоломея» и «Марии Магдалины» (Барселона, Музей изящных искусств Каталонии) некогда принадлежали одному алтарю, работа над которым началась в 1465. В поздние годы Уге, имевший заслуженную репутацию, почти не изменил своей манеры («Алтарь св. Феклы», 1486, Барселона, собор); индивидуальное творчество художника растворилось среди произведений его мастерской, в которой особое положение занимали художники семьи Вергос. Роль Уге в развитии испанской живописи XV в. очень велика; можно говорить и о европейской значимости его творчества. Его пышный и декоративный стиль и повествовательная грация принадлежат каталонской традиции; используя некоторые архаичные формулы (например, золотой фон), еще связанные со средневековым лиризмом, Уге, тем не менее, был «современным» художником, чутким к проблемам пространственного и светового единства и монументальности, В его творчестве соединились различные средиземноморские художественные искания, характерные для живописи Италии и Прованса.