- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве - https://iskusstvoed.ru -

Архитектура: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология

Особняк банкира короля Карла VII Жака Кёра в городе Бурж

Видовая специфика архитектуры

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются знаками, не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия. Эстетическая оценка произведения архитектуры определяется представлением о его способности обслуживать своё функциональное предназначение.

По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:

Особенности художественного языка архитектуры

Выразительными средствами архитектурного искусства являются композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет используемых материалов. На эстетическое воздействие произведений архитектуры в значительной степени влияет конструктивное решение. Постройка должна не только быть прочной, но и производить впечатление прочной. Если создаётся впечатление недостаточности материала, то здание выглядит неустойчивым и ненадёжным, однако наблюдаемый избыток материала, производит впечатление чрезмерной тяжести. Всё это вызывает отрицательные эмоции.

От всех других искусств архитектура  отличается,  прежде всего, самым  длительным  процессом работы: живописец  может закончить свою работу в  несколько дней, работа архитектора может  иногда требовать  целой жизни.

Что означает первый и главный  этап  в процессе архитектурного проектирования — план здания? В глазах  профана план здания есть не что иное,  как  очертание горизонтальной протяженности  здания,  как  план его пола: чем  нагляднее  в плане подчеркнуты  характерные  качества  пола,  тем  легче  профану  понять композицию  будущего здания, так сказать, вообразить себя прогуливающимся по зданию.  Напротив,  архитектор  видит  в  плане не протяженность здания,  не очертания пола, а проекцию покрытия. Иначе говоря, архитектор читает план не в  двух, а  в  трех измерениях,  и, что  еще важнее, он воспринимает план не снизу  вверх, как это свойственно  профану, а сверху  вниз.  Это  восприятие пространства сверху  вниз и составляет один из самых неопровержимых и  самых глубоких признаков архитектурного творчества.

Не  только  в генезисе  примитивного зодчества,  но и  в истории  более развитых  архитектурных  стилей покрытие  как  первоисточник  конструктивной концепции  продолжает  играть  очень  важную   роль.  Достаточно  вспомнить, например,  египетскую пирамиду, которая  есть не  что  иное, как  громадное, массивное покрытие над могильной камерой фараона. Точно так же индусская или китайская  пагода представляет  собой,  в сущности целый ряд  крыш,  как  бы наложенных одна на другую и постепенно  сужающихся кверху. Кроме того, ближе присматриваясь к  китайскому  зодчеству,  мы  замечаем,  что одним  из самых оригинальных  его  признаков  является  именно  своеобразная  крыша с  гибко изогнутыми  крыльями,  как бы  органически сливающая архитектуру с пейзажем. Вообще, китайцы  особенно  цепко  сохраняли  в  своем  искусстве  древнейшие традиции восприятия пространства сверху вниз: напомню вам, что  в отличие от европейского живописца, который, желая  изобразить внутренность комнаты, как бы смотрит сквозь переднюю стену,  китайский живописец для этой цели снимает потолок и крышу и показывает внутреннее пространство сверху вниз.

Здесь мы соприкасаемся еще с одной принципиальной проблемой, знакомство с  которой  очень важно  для правильного понимания  архитектуры. Вы  видели, какую крупную роль в архитектурном творчестве играет концепция пространства. Можно  сказать,  что  именно ею определяется  как  индивидуальное  дарование архитектора,  так  и  общий  характер  целого стиля.  С другой  стороны, для каждого ясно, что в своей конкретной деятельности архитектор имеет дело не с  пространством,  а  с той массой, которая  ограничивает пространство,  с  тем материалом,  из  которого  он создает фундамент и стены,  опоры и крыши, что архитектор  строит  не  пространство в  буквальном  смысле  слова,  а  тела, огораживающие  пространство.  Возникает вопрос,  что  же,  в  конце  концов, составляет стержень архитектурной концепции — пространство или масса?

Проблема эта  издавна занимала теоретиков архитектуры, и до сих пор еще не   умолкли   споры  между   сторонниками  пространственного  и   телесного истолкований архитектуры. Первые  указывают  на  то, что именно своеобразное настроение простора, или вышины, или светлости, охватывающее нас при  входе, например, в  готический собор,  или  римский Пантеон, или собор  св. Софии в Константинополе,—  что именно  это эмоциональное  переживание  пространства составляет сущность эстетического восприятия архитектуры. Вторые  возражают, что  само пространство  как  таковое не может быть  оформлено  человеческими руками,  что пространство  есть только пассивная среда, замкнутая телесными, кубическими  массами, и что, следовательно,  именно  оформление  этих  масс, характер их  тектоники, является  главной художественной целью  архитектора.

Кто прав  в  этом споре?  Думается, что эта дилемма допускает вывод, который может удовлетворить  обоих противников,  а именно: тектоника масс составляет форму,   язык,  средства   архитектурного  стиля,   тогда  как   организация пространства является содержанием, идеей,  целью  архитектурного творчества. Иначе  говоря,   истинное   эстетическое   переживание   архитектуры  всегда совершается из глубины наружу, от пространства к массам, а не наоборот.

В истории архитектуры ясно различаются два типа  стилей в  их отношении к масштабу: одни стили (римская архитектура, архитектура  барокко) стремятся усилить  эффект отдельных элементов и, увеличивая  их масштаб, тем самым часто ослабляют  монументальность  целого;  другие стили (византийская архитектура, готика, ранний Ренессанс), напротив,  трактуют детали  тонко  и мелко, жертвуя ими для монументальности общего впечатления.

Проблема масштаба

Проблема пространства

Проблема площади

Архитектурное членение

Два основных метода комбинации  массы и пространства  —  тектоника  и  стереотомия.

Проблема красочного цвета

 

Основная проблематика архитектуры

Основная проблема архитектуры есть проблема образа и выражения. (Виппер)

Фундаментальные проблемы архитектуры:

Терминология

Строительный словарь определяет теорию архитектуры как науку, объектами исследования которой являются природа и специфика архитектуры и о её общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы.

Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий) в том числе — архитектурная композиция, функция, форма, конструкция,архитектоника, архитектурная среда, симметрия и асимметрия и др. Объём — замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне. Пространство — часть среды, воспринимаемая изнутри

Как и всякая наука, теория архитектуры обладает своим понятийно-категориальным аппаратом. Категориями называются основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны действительности или отдельные явления, связи и отношения предметов. Только совокупность всех категорий даёт нам возможность представить предмет в целом, логику его построения, законы его развития.

  1. определяется в первую очередь многообразным содержанием архитектуры, а также окружающими условиями;
  2. строится на законах науки и искусства;
  3. служит целям создания реалистического произведения, отвечающего одновременно функциональным, технико-экономическим и идейно-эстетическим требованиям;
  4. отличается гармоничностью, органическим единством, согласованностью частей и целого во всех их связях и взаимоотношениях[5].
  1. Форма (философия) — понятие, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи;
  2. Форма (предмета) — взаимное расположение границ (контуров) предмета.

Литры

Это по теории. По истории архитектуры есть масса других замечательных вещей, к примеру базовая «Всеобщая история архитектуры в 12 томах»

Специфика архитектуры как вида искусства

Римский архитектор Витрувий в трактате «Десять книг об архитектуре» так сформулировал три основных закона этого вида изобразительного искусства: firmitas, utilitas, venustas — прочность, польза, красота. И действительно, нет зданий, не имеющих функционального назначения (польза). Люди всегда стремятся к тому, чтобы создаваемые ими архитектурные сооружения существовали максимально долго (прочность). Конечной целью архитектора является не просто постройка сооружения, а создание художественного образа (красота) — именно этой стороной архитектура соприкасается с изобразительным искусством.

Трудности, с которыми сталкивается архитектор, вызваны прежде всего тем, что архитектура, с одной стороны, это искусство самое материальное, да еще сугубо утилитарное, а с другой — абстрактное, рождающееся из чисел и точных расчетов. Она соединяет в себе черты живописи и графики, оперируя линиями, плоскостями и цветом, и черты скульптуры, оперируя массами и объемами. Но ни живопись, ни графика, ни скульптура не связаны так с социальной средой, не отражают столь выпукло и ярко эпоху и одновременно не создают ее стиль, как архитектура.

— Ильина со стр. 136 —