Письмо в античности. Орудия и материалы письма. Зарождение и становление письменности в Греции и Италии

3 года ago Enottt Комментарии к записи Письмо в античности. Орудия и материалы письма. Зарождение и становление письменности в Греции и Италии отключены

Письмо в античности. Орудия и материалы письма

Древнейшим памятником греческого письма считается надпись на дипилонской вазе из Афин. Эту находку археологи датируют VIII – VII вв. до н.э. Примерно в это же время появились таблички, сделанные из бронзы или глины, еще позже из олова, свинца и других дешевых и практичных металлов.

Таблички эти так полюбились грекам, что держались в обиходе очень долго. Не говоря уже о том, что вся поэма Гесиода «Труды и дни» была записана на свинцовых табличках, — а это уже конец VIII в. до н.э., — свинцовыми табличками пользовались даже в то время, когда были широко распространены и папирус, и пергамент. Пользовались ими по весьма замечательному поводу: на свинцовых табличках записывались проклятия, брань и самые недобрые пожелания каким-нибудь ненавистным особам. Потом писавший посвящал эти таблички богам подземного мира, которые и должны были привести «приговор в исполнение». А чтобы таблички быстрее дошли до своего «адресата», их клали в гроб человека, не особо отличавшегося при жизни добродетелями.

Наряду со свинцовыми и глиняными табличками в Греции часто использовали черепки, осколки треснувших глиняных сосудов. Эти черепки у греков назывались острака. В Афинах на таких черепках писали имя человека, опасного для общественного спокойствия, которого по решению народного собрания изгоняли из города, обычно сроком на 10 лет. Такими черепками голосовали во время народного собрания все афиняне. Процедура голосования называлась остракизмом. Кроме того, греки писали на козьих и овечьих шкурах, очищенных от жира и шерсти, которые назывались дифтера. Считается, что от этого слова произошло латинское «литтера» – буква.

Однако писать большие литературные произведения на всех этих материалах было довольно трудно. Поэтому важных новшеством стало появление в Греции примерно в VII в. до н.э. завезенного из Египта папируса. Писчий материал из папируса делали следующим образом. Острой иглой стебель делили на длинные и как можно более широкие волокна, выходящие из самой сердцевины стебля. Соответственно качество других волокон было тем хуже, чем дальше они были от сердцевины. Папирус худшего сорта использовался как своего рода оберточная бумага. Склеивали листы на доске, смоченной водой из Нила; она содержала много ила и потому была хорошим соединительным материалом. Полосы укладывали на доску рядом одну за другой, затем на них крест-накрест клали полоски поперечные. Получившийся влажный лист отжимали прессом и сушили на солнце.

Затем из отдельных листов изготовляли папирусную «книгу». Текст либо писался на отдельных листах, либо записывался сразу на заранее склеенный свиток. Лист отбивали молотком и разглаживали слоновым бивнем или большой раковиной. Гладкая сторона папируса и была предназначена для писания, но когда папирус был очень дорогим материалом, на такие тонкости не обращали внимания и писали на обеих сторонах. Папирусы в свитке никогда не превышали длиной 10 метров, так как читателю было неудобно держать такой тяжелый свиток в руках. В одной строке помещалось от 35 до 40 букв: ровно столько вмещала в себя стихотворная строка, написанная гекзаметром. Если все произведение не умещалось в такой свиток, то его записывали на разных свитках, причем и отдельный свиток, и сочинение, состоящее из нескольких свитков, называлось библос.

Готовый папирус сворачивали, наматывали его на палку с выступающими или загнутыми концами. И у греков, и у римлян эта часть свитка называлась «пупом»: дочитать книгу до «пупа» означало дочитать ее до конца. Свитки вкладывали в футляры, футляры – в керамические ларцы, обычно цилиндрической формы. На выступающей головке палки, на которую наматывали свиток, а также на футляре, помечали название произведения.

Иногда возникала необходимость уничтожить уже записанный текст для повторного использования свитка; тогда текст просто-напросто смывали влажной губкой, порой так, что от него не оставалось и следа.

Сопоставляя сведения Плиния с другими источниками, В. Г. Борухович составил следующий перечень используемых в античности сортов папируса:

  1. Charta hieratica — «иератический сорт», шириной около 25 см. Использовался для изготовления особо ценных книг (в частности, религиозных, откуда и происходит название). Изготовлялся из самой сердцевины папирусного стебля. Этот сорт был самым светлым и тонким, и на нём писали только с одной стороны. Позднее он был переименован в «августовскую харту», в честь первого римского императора, а название «иератический» было перенесено на третий сорт.
  2. Charta liviana — «ливиевская харта», названная так в честь Ливии, супруги Августа. Не уступала по качеству августовской харте.
  3. Charta clavdiana — «клавдиевская харта», которая изготовлялась путём склеивания попеременно листов августовской и ливиевской харты.
  4. Charta fanniana, «фанниевская харта», шириной около 19 см. По сообщению Плиния, её изготовляла мастерская Фанния.
  5. Charta amphitheatrica — шириной около 17 см. Название её происходит от места производства в Александрии.
  6. Charta saitica — папирус довольно низкого качества, изготовлявшийся в районе египетского города Саиса.
  7. Charta theneotica — по качеству ещё ниже предшествовавшей; она также называлась по месту изготовления, что следует из текста Плиния.
  8. Charta corneliana — её качество определить сложно; названа по имени Корнелия Галла, префекта Египта, назначенного Августом.
  9. Charta emporica — «купеческая харта», низший сорт, используемый как обёрточная бумага.

Приведённый перечень не исчерпывает всех сортов папируса, указания на которые встречаются в античных источниках. В разные времена, и до Плиния, и после него, в римских источниках встречаются названия «царской харты» (в качестве одного из лучших сортов), мемфисской харты, белой харты и т. д. Ширина находимых в Египте папирусов не всегда соответствует указанным стандартам

Хранить папирус было делом очень хлопотным: от времени он рассыхался, его грыз книжный червь, хотя свиток и пропитывали кедровым маслом, он быстро разрушался от частого перематывания и атмосферной влажности. Свитки старше 200 лет считались большой редкостью, так как через определенный промежуток времени приходилось переписывать сочинения на новые папирусы. Это было единственным выходом до тех пор, пока не появился пергамент.

Кроме долговечности и удобной формы, у пергаментных книг-кодексов было еще одно преимущество: исписывать пергамент можно было с обеих сторон, не опасаясь, что чернила проникнут на другую сторону. Сам кодекс – именно так принято называть книгу из листов пергамента – изготовлялся так. Лист пергамента сгибался пополам. По-гречески такой лист назывался диплома; различные акты, постановления, договоры, официальные документы имели подобную форму. Кроме того, документ, удостоверяющий от имени государства привилегированное положение какого-либо лица, тоже назывался дипломом. Особенно часто такой документ вручался послам, которых спустя много времени стали звать дипломатами. Затем согнутые пополам листы складывали еще вдвое и получали удобные компактные тетрады. Несколько тетрад связывали между собой и получали отдельный том, или кодекс.

И на папирусе, и на пергаменте писали обычно тростниковым пером. Для писания на папирусе использовали особую тушь в виде порошка, который нужно было всякий раз разводить в воде, а на пергаменте писали жидкостью, добываемой из чернильных орешков.

В Риме писали на коре березы; отсюда слово liber. Позже стали использовать бумагу из льна.

Зарождение и становление письменности в Греции и Италии

До сих пор не удалось установить, когда именно в Греции возникла письменность. Доподлинно известно лишь, что микенское письмо было позднее забыто. У Гомера есть только одно упоминание о письменах, начертанных на табличках; он называет их «зловещими знаками». Знаки эти были непонятны современникам Гомера и потому казались колдовскими.

Сами греки, ссылаясь на мифологию, считали, что алфавит для них придумал Кадм, брат финикийской царевны Европы, переселившийся в Грецию из Финикии. Очевидно, этот миф имеет под собой некоторые основания, так как греческий алфавит был заимствован у финикийцев.

Вероятнее всего, в IХ в. произошло событие, ставшее решающим для греческой культур: через посредство финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавит был консонантным. Как и со всеми культурными благами, заимствованными с Востока, греки поступил с алфавитом творчески и приспособили его к нуждам своего языка, использовав лишние для них финикийские знаки для обозначения гласных. Так из финикийских букв «алеф» и «хе» возникли греческие «альфа» и «эпсилон». Это и было решающим шагом к созданию более совершенного и полного греческого алфавита, который, в свою очередь, имел ряд вариантов.

Древнейшая его форма встречается на Крите, Мелосе и Тере. Далее можно выделить восточногреческий алфавит в азиатской Ионии, Эолиде, Аттике, на Кикладах и в Аргосе, а также западногреческий. Различие между последними двумя вариантами состояло в использовании буквы «хи», которая в восточногреческом алфавите обозначала гортанную аспирату «х», а в западногреческом – скопление согласных «кс». Окончательно победил в Греции вариант восточный, или ионийский (милетский). После принятия этого варианта алфавита в 403 г. до н.э. в Аттике, в Афинах, его победа в греческом мире была обеспечена. Напротив, в Италии взял верх западногреческий вариант. Добавим, что, хотя семитский алфавит был заимствован греками, по-видимому, на рубеже Х-ХI вв. до н.э., письменность получила тогда еще очень ограниченное распространение. Старейшие греческие надписи, выполненные новым алфавитом, относятся к VIII в. до н.э.

Сначала греки, как и финикийцы, у которых они заимствовали алфавит, писалли справа налево, затем бустрофедоном (способ письма, при котором первая и все нечетные строки пишутся справа налево, вторая и все четные – слева направо, подобно тому, как пахарь ведет быка по полю, разворачивая его на новую борозду), и лишь потом перешли к письму слева направо. Два первых типа письма мы ни в каком папирусе не увидим;  так писали гораздо раньше.

Итак, восточное письмо развилось в классическое древнегреческое и легло в основу коптского и готского алфавитов, а также славянской кириллицы. Западный алфавит через этрусков был заимствован римлянами и стал исходным для латиницы; причем латиняне писали на жестком материале, что послужило причиной упрощения написания букв. Кроме того, в латинском языке меньше звуков.