Темы курсовых работ по специальности «История искусств»

II курс
Описание и анализ произведений искусства

 

  1. «Авраам и три ангела» Якопо Виньяли и Себастьяно Риччи. Сравнительный анализ
  2. «Авраам и три ангела» Якопо Виньяли и Питера Ластмана. Сравнительный анализ
  3. «Владимир и Рогнеда» Антона Лосенко и «Великодушие Александра Македонского» Пьера Миньяра. Сравнительный анализ
  4. «Владимир и Рогнеда» Антона Лосенко и «Александра Македонский и Роксана» Пьетро Антонио Ротари. Сравнительный анализ
  5. «Эрот, натягивающий лук» (римская копия по оригиналу Лисиппа IV в. до н.э.) и «Грозящий Амур» Фальконе. Сравнительный анализ
  6. «Раскаяние апостола Петра» Гвидо Рени и Хосе Риберы. Сравнительный анализ
  7. «Венера и амур» Лукаса Кранаха Старшего и Жана Гужона. Сравнительный анализ
  8. «Венера и амур» Лукаса Кранаха и «Амур развязывает пояс Венеры» Джошуа Рейнольдса. Сравнительный анализ
  9. «Туалет Венеры» Франсуа Буше и «Венера и Амур» Лукаса Кранаха Старшего. Сравнительный анализ.
  10. «Благовещенье» Филиппино Липпи и Бартоломео Эстебана Мурильо. Сравнительный анализ.
  11. «Благовещенье» Питера Ластмана и Бартоломео Эстебана Мурильо. Сравнительный анализ
  12. «Возвращение блудного сына» Рембрандта и «Блудный сын» Сальватора Розы. Сравнительный анализ
  13. «Младенец Геракл, удушающий змей» Джошуа Рейнолдса и «Геракл удушающий змей», римская копия с греческого оригинала II века до н.э. Сравнительный анализ.
  14. «Похищение Деяниры» Джованни Болоньи и художника школы Рубенса. Сравнительный анализ.
  15. «Отдыхающий Гермес», римская копия с греческого оригинала IV века до н.э. «Меркурий» Джованни Болонья. Сравнительный анализ
  16. «Гибель детей Ниобы» — римский рельеф по греческому оригиналу V века до н.э. и французская шпалера по картону Туссена Дюбрейля/ Сравнительный анализ.
  17. «Даная» Рембрандта и Тициана. Сравнительный анализ
  18. «Вакх» Рубенса и Корнелиса ван Харлема. Сравнительный анализ
  19. «Исцеление Товита» Бернардо Строцци и Доменико Фетти. Сравнительный анализ
  20. «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Сравнительный анализ
  21. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи и «Мадонна Конестабиле» Рафаэля. Сравнительный анализ.
  22. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи и «Петроградская мадонна» Петрова-Водкина. Сравнительный анализ.
  23. «Масленица» Филонова и «Масленицы» Кустодиева. Сравнительный анализ.
  24. «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана и «Мария Магдалина» Антонио Кановы. Сравнительный анализ
  25. «Милон Кротонский» Фальконе и «Самсон» Козловского в Петергофе. Сравнительный анализ
  26. «Несение креста» Тициана и Франческо Майнери. Сравнительный анализ
  27. «Одиссей и Навзикая» Сальватора Розы и Валентина Серова. Сравнительный анализ
  28. «Оплакивание Христа» Паоло Веронезе и Аннибале Каррачи. Сравнительный анализ
  29. «Отдых на пути в Египет» Франсуа Буше и Антониса ван Дейка. Сравнительный анализ
  30. «Отдых на пути в Египет» Эстебана Мурильо и Франсуа Буше. Сравнительный анализ
  31. «Персей и Андромеда» Антона Рафаэля Менгса и Рубенса. Сравнительный анализ
  32. «Персей и Андромеда» Карла Ванлоо и Рубенса. Сравнительный анализ
  33. «Поклонение волхвов» Паоло Веронезе и Гуго ван дер Гуса. Сравнительный анализ
  34. «Похищение Европы» Гвидо Рени и Франческо Альбани. Сравнительный анализ
  35. «Сафо и Фаон» Давида и «Владимир и Рогнеда» Лосенко. Сравнительный анализ
  36. «Святой Себастьян» Пьетро Перуджино и Тициана. Сравнительный анализ
  37. «Святое семейство» Рембрандта и Рафаэля. Сравнительный анализ
  38. «Смерть Катона Утического» Гильома Летьера и «Умирающий галл» (копия с античного оригинала, скульптура). Сравнительный анализ
  39. «Снятие с креста» Рубенса и Рембрандта. Сравнительный анализ
  40. «Сусанна и старцы» Рубенса и Жана Франсуа де Труа. Сравнительный анализ
  41. «Суд Париса» Франса Флориса и Антона Рафаэля Менгса. Сравнительный анализ

 

II курс

Техники изобразительного искусства

  1. «Ерминия» и ее влияние на современные приемы научной реставрации икон.
  2. Сочинение «Записки о разных искусствах» Рогира фон Хильмарсхаузена (монаха Теофилуса) и его значение для изучения средневекового художественного ремесла.
  3. Трактаты итальянских художников XVI века и эстетика маньеризма.
  4. Трактат Франциско Пачеко и испанская школа живописи XVII века.
  5. Проблема реставрация памятников архитектуры в XIX века: творческое наследие и теоретические воззрения Э.-Э. Виолле-ле-Дюка.
  6. Проблема возрождения деревянной скульптуры в русском искусстве начала ХХ века.
  7. Проблема эволюции техники масляной живописи в художественной практике XV века.
  8. Оригинал и воспроизведение. Основные техники репродукционной гравюры, их история и возможности применения.
  9. Проблемы научной реконструкции техник и их обоснование. Джузеппе Бавини и коллекция копий равеннских мозаик.
  10. Роль света в офортах Рембрандта: сравнительный анализ состояний.
  11. Эль Лисицкий. Конструктивизм в книге: шрифт и текст.
  12. Наборная графика и фотомонтаж в книжной графике 1920-х гг.
  13. Творчество В.В. Лебедева и детская книга 1920-х гг.
  14. Книжная графика В.А. Фаворского. Проблема стилизации как творческого метода.
  15. Литография в ленинградской школе книжной иллюстрации 1930-х гг.
  16. Журнал «Мир искусства»: формат, стиль, художественное решение.
  17. Экспрессивный рисунок и гравюра в книжной иллюстрации 1960-х: М.П. Клячко, Б.А. Маркелов, Б.М. Басов.
  18. Ксилография и линогравюра в отечественном искусстве 1960-х гг.
  19. Образы Ф.М. Достоевского в книжной графике Д.А. Шмаринова (Б.М. Басова, В.Н. Минаева, Ю.Ю. Перевезенцева и др.).
  20. Сюрреалистические мотивы в книжной графике В.Д. Пивоварова.
  21. «Non finito» в скульптуре Микеланджело как художественный прием.
  22. Роль монументальной скульптуры в организации пространства городской площади (на примере Санкт-Петербурга).
  23. Мозаики мастерской А.Д. Быстрова в интерьере станций санкт-петербургского метрополитена: проблемы техники и стиля.
  24. Технологические особенности восстановления витража на примере деятельности мастерских Государственного Эрмитажа (или Corpus Vitrarum во Фрайбурге).
  25. Испанская деревянная скульптура XVII века: эволюция техники и стиля.
  26. «Скрытые полихромии». Проблема восстановления раскраски средневековых статуй на примере деятельности мастерских музея Августинцев в Тулузе.
  27. Акриловые краски и проблема колорита в современной живописи (на примере 2 – 3 художников по выбору студента).
  28. Роль материала и технологии в происхождении видов декоративно-прикладного искусства.
  29. Изучение декоративно-прикладного искусства как средства атрибуции произведений других видов искусства.
  30. История изучения декоративно-прикладного искусства: коллекционирование и собирательство, формирование собраний художественно-промышленных музеев второй половины XIX века.
  31. Всемирная выставка в Лондоне 1851 года — ее значение для развития декоративно-прикладного искусства второй половины XIX века.
  32. Художественно-промышленные учебные заведения Западной Европы и России второй половины XIX – начала ХХ века.
  33. Лиможские эмали XII — XVI веков: эволюция стиля (на примере экспозиции Эрмитажа).
  34. Влияние архитектурных форм готики на прикладное искусство этого периода (на примере литургических и светских изделий из металла).
  35. Западноевропейская резная кость XIV — XV веков.
  36. Мебель Западной Европы XI — XV веков: развитие форм и изменение конструкций: материалы и виды декора.
  37. История открытия стекла, техники стеклоделия и применение стекла в декоративно-прикладном искусстве.
  38. История открытия стекла, техники стеклоделия и применение стекла в декоративно-прикладном искусстве.
  39. Проблема экспертизы художественного стекла в России.
  40. Технико-технологический анализ как средство атрибуции произведений живописи. (На примере нескольких работ по выбору студента).
  41. Пастельный портрет в искусстве XVIII в. Проблема техники.
  42. Акварель в английском пейзаже XVIII в. Проблема техники.
  43. История развития технологии исследований живописи: основные этапы и методологические разработки.
  44. Мастерская реставрации темперной живописи Государственного Русского музея. История и современность.
  45. Мастерская реставрации масляной живописи Государственного Русского музея. История и современность.
  46. Мастерская реставрации темперной живописи Государственного Эрмитажа. История и современность.
  47. Мастерская реставрации масляной живописи Государственного Эрмитажа. История и современность.
  48. Реставрационно-практическая деятельность в России в XVIII веке. Предпосылки развития.
  49. Европейская реставрационная практика в XVIII веке и отечественная школа реставрации.
  50. Реставрация станковой масляной живописи в России и Европе в XVIII веке. Сравнительный анализ.
  51. Современное состояние реставрационной деятельности в России: научно-теоретический и практический аспекты.
  52. Разрушения и дефекты произведений станковой темперной живописи и приемы их устранения.
  53. Методы консервации произведений станковой темперной живописи.
  54. История развития технологического исследования живописи. Основные этапы.
  55. Основные методы комплексного исследования произведений масляной живописи.
  56. Биологические повреждения живописи и методы их предупреждения.
  57. Методологические основы технологического исследования станковой живописи.
  58. Приемы и методы хранения произведений станковой живописи.
  59. Технологические исследования памятника как способ атрибуции.
  60. Комплексное исследование произведений искусства и его методология.
  61. Стилистический и технологический анализ как методы атрибуции произведений.
  62. Неразрушающие методы исследований и их роль в процессе реставрации.
  63. Исследования, требующие отбора проб, и их роль в процессе реставрации.
  64. Юридические аспекты в оценке антиквариата.
  65. Возникновение антикварного рынка в Европе. Появление подделок в искусстве.
  66. Живопись как объект экспертного анализа.
  67. Копии как самостоятельное направление живописи и принципы их отличия от авторского оригинала.

 

III курс

Всеобщая история искусства

  1. Роль цвета в египетских рельефах и росписях Древнего и Среднего царства.
  2. Особенности композиции ассирийских рельефов I тысячелетия до н.э.
  3. Проблемы воплощения образов Осириса и Исиды в искусстве Древнего Египта.
  4. Влияние эпоса о Гильгамеше на искусство Ближнего Востока.
  5. Тема охоты в искусстве Передней Азии.
  6. Тема войны в искусстве древнего Ближнего Востока.
  7. Роль ювелирных украшений в костюме Древнего Египта.
  8. Образ Геракла в росписях греческих чернофигурных ваз.
  9. Тератоморфные персонажи в древнегреческом изобразительном искусстве.
  10. Греческие мифы в искусстве императорского Рима.
  11. Животные в скульптуре Древней Греции и Рима.
  12. Влияние пластических искусств на эволюцию ювелирных украшений Античности.
  13. Художественные ткани Античного мира и их роль в формировании эстетики костюма.
  14. Специфика иконографической и стилистической эволюции раннехристианских мозаик Рима и Равенны.
  15. Особенности иконографии, композиционного решения и пластики рельефов раннехристианских саркофагов.
  16. Пластические особенности европейской скульптуры эпохи варварских королевств.
  17. Полихромный стиль в европейском искусстве VI-VIII веков.
  18. Иконографические и стилистические особенности англо-ирландской книжной миниатюры VII – IX веков
  19. Мосарабские традиции в испанской книжной миниатюре X – XII веков.
  20. Античная традиция и искусство Каролингской империи.
  21. Графический стиль «Утрехтской Псалтири» и его влияние на сложение английской школы книжной миниатюры.
  22. Роль монастырской культуры в формировании романского стиля.
  23. Проблема региональных школ в книжной миниатюре Оттоновской империи (империи Каролингов или другого периода по выбору студента).
  24. Тема Страшного Суда на романских и готических порталах Франции.
  25. Тип храма на путях паломников – особенности архитектурного решения и программа декоративного убранства.
  26. Тема Страстей Христовых в романской скульптуре Франции.
  27. Образы апостолов в романской пластике клуатров Испании и Франции.
  28. Образ архангела Михаила в романском искусстве Западной Европы.
  29. Тератологические мотивы в романской скульптуре Европы.
  30. Место календарных циклов в романской и готической скульптуре.
  31. Монументальная живопись Франции романской эпохи: проблема региональных школ.
  32. Стилистические и иконографические особенности итальянских бронзовых врат XI – XIV вв.
  33. Романская архитектура Италии в контексте формирования региональных школ.
  34. Иконографические и художественные особенности романской монументальной живописи Каталонии.
  35. Проблема зарождения готики: Аббат Сугерий и аббатство Сен-Дени.
  36. Витражный комплекс Сент-Шапель: иконографическое и художественное решение (или другого готического храма по выбору студента).
  37. Проблема синтеза искусств в архитектурном и художественном решении собора Парижской Богоматери (или другого готического храма по выбору студента).
  38. Проблема планировки фортификационных сооружений Италии и Франции XIII – XIV веков
  39. Образ Богоматери в готической скульптуре Франции.
  40. Проблема своеобразия региональных школ готической архитектуры одной из европейских стран (Испании, Англии, Германии и др. по выбору студента).
  41. Иконографическое, тематическое и художественное своеобразие испанских фронталей.
  42. Скульптурное решение леттнеров немецких храмов XIII – XIV веков
  43. Притча о мудрых и неразумных девах в немецкой готической скульптуре.
  44. Проблема перспективных построений франко-бургундской школы миниатюры.
  45. Программа, иконография и скульптурное решение рельефов церковных кафедр Италии XIII — XIV веков
  46. Готика в Польше: проблема региональной специфики стиля (Венгрии, Скандинавии или другого региона по выбору студента).
  47. Стилистические особенности станковой готической живописи Чехии.
  48. Значение рыцарской культуры при формировании стилистики костюма средневековой Европы.
  49. Религиозный мистицизм в украшениях готики.
  50. Светские и церковные ткани Византии. Эволюция декора и технологий изготовления.
  51. Художественный текстиль Индии. Традиции и современность.
  52. Влияние религиозных воззрений на декор и цветовую символику китайских тканей.
  53. Влияние традиционной японской культуры на художественный текстиль.
  54. Японские художественные ткани в костюме театра Ноо и Кабуки.
  55. Испано-мавританские и сицилийские ткани.
  56. Среднеазиатский художественный текстиль.
  57. Художественная практика итальянских боттегов и проблема синтеза искусств в контексте культуры XV в.
  58. Роль византийских влияний в итальянском искусстве эпохи Проторенессанса.
  59. Специфика образного языка сиенской школы живописи XIII – XIV веков
  60. Роль Джотто в формировании «новой манеры» по источникам ХIV — ХVI веков
  61. Проблема трансформации образного языка в итальянском искусстве XIV – XV веков.
  62. Роль повествовательного начала в итальянском искусстве эпохи Проторенессанса и росписи капеллы дель Арена в Падуе Джотто.
  63. Проблема интерпретации античного наследия в итальянском искусстве эпохи Кватроченто.
  64. Образ Мадонны в живописи флорентийских мастеров эпохи Кватроченто.
  65. Интерпретация образа Давида во флорентийской скульптуре XV века.
  66. Роль архитектурных мотивов в итальянской живописи XV века.
  67. Конный монумент в итальянском искусстве XV века.
  68. Сцена «Благовещения» в итальянском искусстве XV века.
  69. Куртуазные черты в живописи Северной Италии в контексте творчества Пизанелло (или другого мастера по выбору студента).
  70. Место автопортрета в живописи итальянского Возрождения.
  71. Тема «Тайной Вечери» в венецианской живописи XVI века.
  72. Концепция портрета в искусстве эпохи маньеризма.
  73. Античная мифология в венецианской живописи XVI века.
  74. Проблема колорита в живописи позднего Тициана.
  75. Теоретическое и художественное наследие живописцев эпохи маньеризма.
  76. Образ Богоматери в нидерландской живописи XV века.
  77. Иконография, композиция и художественное решение Гентского алтаря братьев Губерта и Яна ван Эйк.
  78. Тема «Оплакивания» в нидерландской живописи XV века.
  79. Тема «Поклонения волхвов» в творчестве Гуго ван дер Гуса.
  80. Своеобразие художественного и образного решения триптихов Иеронима Босха.
  81. Формирование жанра портрета в нидерландском искусстве XV века.
  82. Пейзаж в творчестве Питера Брейгеля.
  83. Концепция пейзажа в живописи «Дунайской школы».
  84. Роль полихромии в религиозной скульптуре Северного Возрождения.
  85. Тема «Несение Креста» в немецком искусстве ХV-ХVI веков
  86. Образ Мадонны в немецкой живописи XV – XVI веков
  87. Проблема эволюции немецкой резцовой гравюра ХV – XVI веков
  88. Проблемы символики и образного строя цикла «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера.
  89. Стилистическая эволюция французского карандашного портрета XVI в.
  90. Стилистическое своеобразие испанской живописи XV – XVI веков в контексте сложения национальной традиции.
  91. Образы апостолов в творчестве Эль Греко.
  92. Специфика интерпретации образа в испанском придворном портрете XVI века.
  93. Тема «Благовещения» в творчестве Эль Греко: проблема эволюции.
  94. Роль византийского наследия и творческий метод Эль Греко.
  95. Николя Батай и серия шпалер «Апокалипсис»: влияние миниатюры на изобразительные и композиционные приемы.
  96. Брюссельские шпалеры конца XV — начала XVI веков: проблемы техники и декора.
  97. Творчество выдающихся художников и декоративно-прикладное искусство эпохи Возрождения (на конкретном примере по выбору студента).
  98. Динамика светского испанского костюма эпохи Возрождения.
  99. Испано-мавританская керамика XIV – XV веков.
  100. Итальянская майолика конца XV – XVI веков: основные художественные центры и их особенности.
  101. Творчество Бернара Палисси как пример развития французской керамики XVI века.
  102. Фаянсы Сен-Поршера как уникальное явление искусства французского Ренессанса.
  103. Ювелирные украшения в портретах эпохи Возрождения.
  104. Художественные ткани в костюме Итальянского Возрождения.
  105. Художественные ткани в костюме Италии XIII – XVII веков Эпоха Возрождения.
  106. Декорации и костюмы итальянской commedia dell’arte.
  107. Сцена, костюмы, реквизит и сценическая техника в театре Шекспира.
  108. Проблема света в живописи Микеланджело да Караваджо.
  109. Феномен Академии художеств и европейский академизм в XVII – XVIII веках (по выбору студента можно конкретизировать время и страну).
  110. Женские образы в творчестве Рубенса и Рембрандта.
  111. Особенности пластического и образного языка в скульптуре Л. Бернини.
  112. Тема Евангельских притч в творчестве Д. Фетти.
  113. Тема Таинств Церкви в творчестве Дж.М. Креспи.
  114. Пейзаж в творчестве А. Маньяско.
  115. Групповой портрет в голландской живописи XVII века.
  116. Предметный мир в живописи Вермеера Дельфтского.
  117. Тема карточной игры в живописи XVII века.
  118. Интерьер в картинах «малых голландцев».
  119. Проблема композиции фламандского натюрморта XVII века (или другой региональной школы по выбору студента).
  120. Образная концепция портрета в творчестве Диего Веласкеса.
  121. Эволюция образа художника в западноевропейском автопортрете XVII века.
  122. Интерпретация вакханалии в живописи Н.Пуссена и П.-П.Рубенса.
  123. Тема трапезы в живописи XVII века.
  124. Влияние стиля барокко на французский костюм XVII века.
  125. Стилистическая эволюция мужской моды периода правления Людовика XIV.
  126. Стиль ампир в женской моде начала XIX века.
  127. Влияние протестантизма на развитие голландского и немецкого костюма XVI-XVII веков.
  128. Тема природы в «галантных празднествах» первой половины XVIII века.
  129. Тема театра в живописи А.Ватто.
  130. Руины в европейской живописи второй половины XVIII века.
  131. Клод-Николя Леду: архитектор эпохи Просвещения и Французской революции.
  132. «Визионерская архитектура» Франции XVIII в.: Леду, Булле, Леке.
  133. Архитектура французских отелей эпохи рококо.
  134. Творчество Дж.Б. Пиранези и его роль в утверждении европейского неоклассицизма.
  135. Эволюция стеклоделия в Венеции: византийские влияния, формообразование, способы декорирования (XV – XVII веков).
  136. Значение творчества Корнелиса Флориса и Ханса Вредемана де Фриса в развитии форм и декора нидерландской мебели XVI века.
  137. Шпалеры Фландрии и Франции XVI века: эволюция типов композиции.
  138. Значение творчества Бенвенуто Челлини в формировании стиля французского Ренессанса школы Фонтенбло.
  139. Итальянские шелковые ткани XV – XVI веков: развитие приемов декорирования.
  140. Художественные ткани в костюме Франции XVII – XVIII веков — барокко и рококо.
  141. Градостроительные преобразования Парижа XVII – начала XIX веков
  142. Отто Вагнер как зодчий и теоретик архитектуры.
  143. Архитектура английского неопалладианства: проблема прототипов и интерпретации.
  144. Английские парковые ансамбли XVIII века: к проблеме взаимодействия архитектуры и природы.
  145. Архитектурная теория французского классицизма: основные концепции.
  146. Культовые постройки Фр.Борромини: к проблеме формы и пространства в архитектуре римского барокко.
  147. Храмы Б. Неймана: стилистические и пространственные аспекты.
  148. Архитектура немецких резиденций эпохи барокко.
  149. И.Б. Фишер фон Эрлах как архитектор и историк.
  150. Культовое зодчество Австрии эпохи барокко: формально-стилистческие и композиционные аспекты.
  151. Эволюция детского портрета XVIII – XIX веков в Западной Европе.
  152. Ювелирные украшения в костюме Франции барокко и рококо.
  153. Влияние художников-орнаменталистов на эволюцию стиля французских шелковых тканей XVII — XVIII веков.
  154. Французская вышивка эпохи барокко и рококо.
  155. Эволюция декора и технологий в западноевропейской набойке XIII – XX веков
  156. Мебель Франции XVII века: творчество А.Ш. Булля и Ж. Каффиери. Эволюция конструкций, форм, декора.
  157. Давид Ренген – выдающийся мастер художественной мебели французского классицизма.
  158. Английская мебель Томаса Чиппендейла в контексте эволюции стиля.
  159. Западноевропейский фаянс XVII – XVIII веков: Делфт, французский и английский фаянс (сравнительный анализ).
  160. Творчество Джозайи Веджвуда и Томаса Бентли как пример европейского классицизма в искусстве второй половины XVIII века.
  161. Техника и приемы декорирования западноевропейских набивных тканей XVII века.
  162. Мейсенская фарфоровая мануфактура: эволюция стиля.
  163. История Венской и Берлинской фарфоровых мануфактур XVIII века.
  164. Проблемы атрибуции изделий ведущих фарфоровых мануфактур Западной Европы XVIII века. Повторения серий и подделки XIX – XX веков
  165. Французская фарфоровая пластика XVIII — первой половины XIX веков
  166. Английское стекло XVII – XVIII веков: к вопросу развития декорирования.
  167. Богемское и силезское стекло XVII века: развитие технологий, форм и декора.
  168. Кружева в Западнй Европе XVII – XVIII веков: техника, развитие орнамента, художественные центры.
  169. Стиль «Ботаника» в европейском фарфоре середины XVIII – начала XIX веков.
  170. Стиль «Шинуазри» в западноевропейском декоративно-прикладном искусстве.
  171. Тема востока в живописи французских романтиков.
  172. Градостроительные преобразования Парижа XIX века: формирование образа современного города.
  173. Реконструкция Рингштрассе в Вене и проблема городского ансамбля XIX века.
  174. Образ наполеоновского солдата во французской живописи конца XVIII – начала ХIХвеков
  175. Архитектурная и градостроительная теория модернизма на примере наследия Ле Корбюзье.
  176. Высотное строительство в исторических европейских городах: постановка проблемы городского силуэта.
  177. Архитектурно-градостроительное развитие Лондона в XX веке и проблема исторической среды.
  178. Образ Парижа в живописи импрессионистов.
  179. Стилистические особенности эволюции формы и декора веера в XIX веке.
  180. Значение Ч. Ворта для развития модной индустрии.
  181. Проблема влияния стиля модерн на женские аксессуары начала ХХ века.
  182. Влияние стиля модерн на костюм конца XIX века.
  183. Движение «Искусства и ремесла». Художественный текстиль Уильяма Морриса.
  184. Значение аксессуаров в костюме денди: исторический аспект.
  185. «Стекло Эмиля Галле» в контексте формирования стиля.
  186. Отражение идей эпохи историзма в европейских ювелирных украшениях.
  187. Эстетика историзма в европейском художественном текстиле.
  188. Эволюция стиля в тканях эпохи Модерна.
  189. Художественный текстиль эпохи Арт-Деко.
  190. Кубизм в творчестве Ж. Брака: проблема соотношения теории и художественной практики.
  191. Отверженный человек в творчестве П.Пикассо 1900-1910-х годов.
  192. ДАДА и зарождение европейского акционизма.
  193. «Новая вещественность» в Германии: между экспрессионизмом и неоклассикой.
  194. Послевоенная абстракция в Европе и творчество Ив Кляйна.
  195. Фотореализм и творчество Хельнвайна.
  196. Тема города в живописи итальянских футуристов.
  197. Утопии в кино, изобразительном искусстве, архитектуре 1920 – 1940-х годов.
  198. От скульптуры к объекту: проблемы развития европейского модернизма 1920 – 1930-х годов.
  199. Художественный текстиль эпохи конструктивизма (школа Баухауза).
  200. Влияние стиля ар-деко на моду 1920 – 1930-х годов.
  201. Ювелирные украшения в европейском костюме эпохи Модерна.
  202. Основные тенденции в развитии современного зарубежного ювелирного искусства.
  203. Основные тенденции в развитии современного художественного текстиля.
  204. Западноевропейская вышивка – основные направления, техники, материалы.
  205. Западноевропейское кружево – основные центры изготовления, техники, материалы.
  206. Прет-а-порте и мода 1970-х: от ансамбля к комплекту.
  207. Стиль милитари в костюме ХХ века.
  208. Феномен японской моды.
  209. Экологическое направление моды XXI века.
  210. Этническое направление как тренд моды в XXI веке (или другого периода по выбору студента).
  211. Футуризм как тенденция моды в XXI веке.
  212. Исторические стили в моде конца ХХ – начала XXI веков.
  213. Кинематограф и историзм в костюме 1930-х годов.
  214. Футуризм в киноискусстве 1930-х годов.
  215. Искусство и идеология в кинематографе 1930 – 1940-х годов.
  216. Голливуд в контексте развития кинематографа первой половины ХХ века.
  217. Искусство и повседневность в киноискусстве 1950-х годов.
  218. Фильм притча как феномен киноискусства.
  219. Движение «Флуксус» и становление американского видеоарта.
  220. Человек в пространстве метафизической живописи Де Кирико.
  221. Автопортреты Фриды Калло. Психоаналитический аспект.
  222. Арт-хауз в современном европейском киноискусстве.
  223. «Флаги» Д. Джонса: между картиной и объектом. На пути к поп-арту.
  224. Д. Споэрри. Предметный мир «Новой реальности».
  225. Э. Чилида. Скульптура 1970-х: пространственный контекст.
  226. Эксперименты с кино и видео в 1970 – 1990-е годы.
  227. Ж. Тингли и Ники де Се Фаль. Скульптурные проекты 1970-х годов.
  228. Р. Гобер: новая антропология в искусстве 1990-х годов.
  229. Отражение идеологии киберпанка в современном киноискусстве.
  230. Киноискусство и эксперименты с техникой в культуре модернизма.
  231. Феномен видеоклипа в контексте медиакультуры.
  232. Документальное кино в пространстве современной культуры.
  233. Особенности развития национальных школ кино (на примере по выбору).
  234. Постмодернизм в современном киноискусстве (на примере творчества режиссера по выбору).
  235. Влияние новых технологий на развитие кинематографа конца ХХ – начала XXI веков.
  236. Особенности творчества кинорежиссера (по выбору студента).
  237. Метафизика восприятия «окультуренной природы» и язык изобразительного искусства в фильмах современных режиссеров восточного региона (на примере по выбору студента).
  238. Проблема категорий времени и пространства в кино и изобразительном искусстве (на конкретном примере по выбору студента).
  239. Постмодернизм в искусстве и проблема «цитирования классики» (на конкретном примере по выбору студента).

 

IV     курс

История отечественного искусства

  1. Архитектура Успенских соборов во Владимире и Москве: проблема преемственности и взаимодействия архитектурных традиций.
  2. Сложение архитектурного образа ансамбля Соборной площади Московского Кремля.
  3. Шатровые столпообразные храмы: сложение типа, эволюция архитектурного образа.
  4. Византийские традиции в иконах «Ангел Златые власы» и «Владимирская Богоматерь».
  5. Национальные черты русской иконописи в произведениях Новгородской школы XIV века.
  6. Особенности московской школы иконописи и «Троица» Андрея Рублева.
  7. Интерпретация исторических сюжетов в иконах «Битва суздальцев с новгородцами» и «Церковь воинствующая» (на взятие Казани).
  8. Процесс эволюции тяблового иконостаса XII — XIV веков.
  9. Система обратной перспективы в древнерусской иконописи.
  10. Расцвет московской школы иконописи и творчество Дионисия.
  11. Функциональное назначение и бытование икон в России.
  12. Новые тенденции в иконописи XVII века и Строгановская школа.
  13. Иконография Богоматери в иконописи XII — XVI веков.
  14. Житийные иконы. Интерпретация текстов «Житий святых» в иконописи XIII – XVII веков.
  15. Особенности комплекса древнерусской одежды IХ – ХIII веков.
  16. Женский костюм эпохи Московской Руси XIV – XVII веков.
  17. Русское народное ткачество в национальном костюме.
  18. Русская набойка в традиционном крестьянском костюме.
  19. Традиционная русская вышивка в народном костюме Севера.
  20. Кружево в русском народном костюме.
  21. Русская художественная эмаль XII – XV веков
  22. Деятельность Оружейной палаты на рубеже XVII – XVIII веков.
  23. Зодчество «русского барокко» конца XVII века: к проблеме определения стиля.
  24. Зодчество «петровского барокко»: проблема прототипов и интерпретации.
  25. Художественный стиль интерьеров Петровского барокко.
  26. Русское изразцовое искусство, его связь с архитектурой. Эволюция стиля.
  27. Европейские источники русского палладианства XVIII века.
  28. Европейские архитектурные трактаты в России XVIII века.
  29. Проблема художественной традиции и творчество первых русских «пенсионеров» начала XVIII века.
  30. Влияние западноевропейских традиций на творчество русских портретистов первой половины XVIII века.
  31. Искусство гравюры «петровского» времени.
  32. Проблема «россики» в искусстве XVIII века: Россия и Европа (на конкретном примере по выбору студента).
  33. Класс «домашних упражнений» в академической системе жанров второй половины XVIII века.
  34. Иностранные художники в России XVIII века.
  35. Парадный и камерный портрет в русской живописи XVIII века.
  36. Образ Петра I в конных монументах Б.К.Б.Растрелли и М. Фальконе.
  37. «Елизаветинское» барокко и проблема синтеза архитектуры и живописи в искусстве оформления интерьеров.
  38. Русские художественно-промышленные ткани XVIII веков
  39. Светские ювелирные украшения в русском костюме эпохи барокко и рококо.
  40. Тема ведуты в русском пейзаже второй половины XVIII века (Ф. Алексеев или другой мастер по выбору студента).
  41. Роль А.П. Лосенко в формировании русской исторической живописи ХVIII века.
  42. Педагогическая система Академии художеств XVIII – ХIХ веков и проблема иерархии жанров.
  43. Жанр парадного и камерного портрета в творчестве Ф.С. Рокотова и Д.Г.Левицкого.
  44. Эпоха сентиментализма и ее отражение в творчестве В.Л. Боровиковского.
  45. 3начение французской мебели конца XVIII века для развития мебельного искусства России.
  46. Петербургская шпалерная мануфактура: история создания, проблема национального стиля.
  47. Дмитрий Иванович Виноградов — открыватель русского фарфора, (ок. 1720 — 1758).
  48. Фарфор частных заводов России XVIII — первой половины XIX веков (Гарднер, Попов, Батенин, Юсупов).
  49. Развитие мебельного производства в Петербурге на примере мастерских П.Гамбса, Х.Мейера, «охтенских столяров» в конце XVIII – начале XIX веков.
  50. Творчество Шарля Персье и Пьера Фонтена и их роль в формировании стиля «русского ампира».
  51. Теория классицизма и ее отражение в русской исторической живописи XVIII –первой половины ХIХ века.
  52. Академическая историческая живопись конца XVIII — начала ХIХ века.
  53. «Образцовые проекты» в русской архитектуре XVIII – XIX веков.
  54. Сложение типа и архитектурная эволюция отечественного доходного дома XIX – начала XX веков.
  55. Проблема национального стиля в русском искусстве XVIII – XIX веков.
  56. Становление русской живописи первой половины ХIХ века и творчество К.П.Брюллова.
  57. Романтизм в русской живописи в первой половине XIX века (О. Кипренский, А. Орловский).
  58. Романтический пейзаж в творчестве С. Щедрина.
  59. Новый этап становления исторической живописи и картина А.А. Иванова «Явление Христа народу».
  60. Жанровая живопись первой половины ХIХ века. Творчество А.Г.Венецианова и учеников его школы.
  61. Бытовая живопись середины ХIХ века и творчество П.А. Федотова.
  62. Исторический сюжет в творчестве «передвижников».
  63. Социально-бытовой сюжет в творчестве «передвижников».
  64. Особенности русской пейзажной живописи второй половины ХIХ века (на конкретном примере по выбору студента).
  65. Жанровые тенденции в исторической живописи В.Г. Шварца.
  66. Поиски новых направлений в исторической живописи второй половины ХIХвека. Творчество Н.Н. Ге, В.Г. Шварца, В.Д. Поленова.
  67. Трактовка образа Иисуса Христа в исторических произведениях Н.Н. Ге, В.Д. Поленова в И.Е. Репина.
  68. Образы и прототипы в портретной живописи И.Е.Репина.
  69. Новая концепция русской исторической картины конца ХIХ — начала ХХ веков и творчество В.И.Сурикова.
  70. Исторические полотна И.Е Репина, В.И.Сурикова, В.М. Васнецова, В.А.Серова — как отражение идейно-стилистических поисков в русской исторической живописи второй половины ХIХ — начала ХХ веков.
  71. В.Серов и московские художники на рубеже XIX – XX веков.
  72. Религиозно-эстетические идеалы конца ХIХ века и их воплощение в творчестве М. Нестерова.
  73. Иконография купольных росписей храма Воскресения Господня (Спас на крови).
  74. Типологическое многообразие портретного жанра в творчестве В.А.Серова.
  75. Импрессионистические тенденции в русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века.
  76. Фольклорная и сказочно-былинная темы в творчестве В.М. Васнецова и М.А. Врубеля.
  77. Творчество М.Врубеля и пути развития русского символизма в XX веке.
  78. Монументальная храмовая живопись конца ХIХ века (Храм Воскресения Христова в Петербурге (Спас на крови) и Владимирский собор в Киеве).
  79. Образ России в творчестве Б.М. Кустодиева.
  80. Проблема ретроспективизма в живописи «мирискусников».
  81. Книжная графика К.Сомова 1900-х годов как этап в становлении искусства книги в России.
  82. Русский пейзаж рубежа ХIХ – ХХ веков: проблема стиля.
  83. Особенности «импрессионистического» мышления в творчестве К. Коровина.
  84. «Крестьянская тема» З. Серебряковой.
  85. Новые художественные объединения в русском искусстве начала XX века.
  86. Эпоха историзма и декоративно-прикладное искусство второй половины XIX века: на примере Императорского фарфорового и Стеклянного заводов.
  87. Русская художественная бронза второй половины XVIII-XIX веков: эволюция стиля.
  88. Русские ювелирные украшения эпохи модерна. Эволюция стиля.
  89. Ювелирная мастерская К.Фаберже: своеобразие экспертизы и атрибуции.
  90. Орнаментальная бионика в искусстве украшения тканей модерна (на примере российской текстильной промышленности).
  91. Эскизы декораций и костюмов А.Я. Головина к спектаклю «Гроза» Александринского театра (1916 г.): проблема стилизации.
  92. Сказочный персонаж в театре (костюмы к спектаклю МХТ «Синяя птица», 1909)
  93. Эволюция театральной афиши ХIХ — начала ХХ веков.
  94. Взаимодействие русской культуры и европейской моды на рубеже XIX – ХХ веков
  95. Стиль «итальянских палаццо» в архитектуре доходных домов Санкт-Петербурга.
  96. Нео-барокко и нео-рококо в архитектуре Санкт-Петербурга.
  97. Северный Модерн в архитектуре доходных домов Санкт-Петербурга.
  98. Петербургские жилые комплексы конца XIX – начала XX веков.
  99. Архитектурная школа Академии художеств в начале XX века.
  100. Зодчество эпохи модерна в отечественном архитектуроведении середины XX – начала XXI века.
  101. Мотивы древнерусского зодчества в русской архитектуре XIX – начала XX веков: проблема выбора и интерпретации прототипов.
  102. Неостили в искусстве второй трети XIX века и мебельное производство в Петербурге этого периода.
  103. Керамика в архитектуре русского модерна конца XIX — начала XX веков.
  104. Стекло как строительный и декоративный материал в архитектуре конца XIX – начала XX веков в России.
  105. Русская мебель последней трети XIX – начала XX веков: мастерские и мастера.
  106. Градостроительная эволюция Москвы в XX столетии.
  107. Планировочное развитие Петербурга/Ленинграда на примере генпланов советского и постсоветского периода.
  108. Деловое и жилое строительство рубежа XX – XXI веков в контексте исторического Петербурга.
  109. Отечественная неоклассическая архитектура середины XX столетия в современной историографии.
  110. К.Малевич и символизм. Религиозные мотивы в ранней живописи художника.
  111. Эскизы театральных костюмов К. Малевича в контексте творчества художника.
  112. «Венеры» М. Ларионова: идеи «национального» в творчестве художника начала 1910-х годов.
  113. Альбом литографий «Война» Н. Гончаровой и тема апокалипсиса в русском авангарде 1910-х годов.
  114. Литографированные книги М. Ларионова и русская футуристическая книга.
  115. Аналитическое искусство П.Филонова в 1910-е годов в контексте развития философских идей начала XX века.
  116. Башня III Интернационала В.Татлина и ее роль в развитии рус­ского конструктивизма.
  117. Художественная жизнь Ленинграда в конца 1920-х — начала 1930-х годов и судьбы «левого» искусства.
  118. Образы нового города в ленинградской графике 1920-30-х годов.
  119. Советский «агитационный фарфор» 1920 годов и набивные ткани 1930-х годов (сравнительный анализ).
  120. Образ новой женщины в советском костюме 1920 – 1930-х годов.
  121. Советская монументальная скульптура 1930-50-х годов: новые сю­жеты, мотивы, образы.
  122. Выставка в московском Манеже 1962 года: ее роль и влияние на искусство последующего времени.
  123. Творчество Э.Неизвестного и советская монументальная скульптура 1960-70-х годов.
  124. Неофициальное искусство Ленинграда 1950-60-х годов и традиции ленинградского авангарда.
  125. Эскиз костюма как эскиз персонажа у Н.П.Акимова.
  126. Сценическое решение спектакля «Буря» художником Э. Капелюшем (Театр им. Комиссаржевской, реж. А. Морфов).
  127. Сценография Э.Кочергина в спектаклях МДТ (на примере одного спектакля по выбору студента).
  128. Традиции commedia dell’arte на современной петербургской сцене.
  129. Театральная кукла и человек в спектаклях Р. Кудашова («Вий», «Мы», БТК).
  130. Кукла как произведение декоративно-прикладного искусства и театральная кукла.
  131. Роль маски в современном театре.
  132. Образы героев в творчестве А. Тарковского.
  133. Графика Арефьевского круга в стилевом контексте искусства 1950-70-х годов.
  134. Абстрактное искусство 1960-80-х годов и творчество Н.Михнова-Войтенко.
  135. «Новые художники» и ленинградский рок. Проблемы становления контркультуры 1970-80-х гг.
  136. Российская монументальная скульптура 1990-х годов: «новый план» монументальной пропаганды.
  137. Художественные галереи Петербурга 1990-х годов в контексте развития основных тенденций современного искусства России.
  138. Московский перформанс 1990-х годов: интернациональный контекст.
  139. Фотографии Б. Смелова: поэтика черно-белого Петербурга.
  140. Монументальная скульптура М. Шемякина: петербургский контекст.
  141. Абстрактная живопись 1990-х годов: новые тенденции и имена.
  142. Основные тенденции в развитии отечественного производственного ювелирного искусства в ХХ века
  143. Основные тенденции в развитии русского ювелирного авангарда.
  144. Анализ основных направлений в современном ювелирном искусстве России.
  145. Наследие А.Палладио в отечественной архитектуре XX – начала XXI века.
  146. Современное искусство Санкт-Петербурга. Проблема стиля.

 

IV     курс

История художественной критики

  1. Принципы анализа художественной формы в работе Г. Вельфлина «Основные понятия истории искусства».
  2. Понятие стиля в концепции Г. Вельфлина.
  3. Концепция типологии стилей по Г. Вельфлину и современное искусствознание.
  4. «Классическое искусство» Г. Вельфлина: специфика искусствоведческого подхода и методологии исследования.
  5. «История искусства как история духа»: искусствоведческий метод М.Дворжака.
  6. «Иконография» и «иконология»: принципы и последовательность анализа произведения искусства по Э. Панофскому.
  7. Г. Зедльмайр о концепции стиля и «истории искусства как истории духа»
  8. Проблема интерпретации в трудах Г. Зедльмайра.
  9. История пропорций в искусстве в контексте стиля. Эстетическое и конструктивное значение.
  10. Принципы семиотического исследования произведений изобразительного искусства в трудах Ю.М.Лотмана.
  11. Принципы анализа живописного произведения в работах С.М. Даниэля.
  12. Принципы атрибуции произведений искусства в трудах отечественных исследователей (на выбор).
  13. Понятие композиции и принципы ее анализа в работах отечественных искусствоведов.
  14. Творчество и восприятие искусства в текстах античных философов и писателей
  15. Особенности восприятия архитектурной среды и жилища в древнеримской культуре.
  16. Анализ феномена Северного Возрождения в современных искусствоведческих концепциях.
  17. Проблема маньеризма в современном искусствознании.
  18. Ренессансный взгляд на античные принципы изображения и зодчества.
  19. Готическая архитектура. Обсуждение явления в XVI – XIX веках.
  20. Проблема подражания природе в теориях искусства XVI –XVIII веков.
  21. Европейские теоретики искусства XVII – XVIII веков о проблеме художественного образования
  22. Теоретики XVII – XVIII веков о специфике изобразительного искусства относительно поэзии (Н.Пуссен, Ж.Б. Дюбо, Г.Э. Лессинг)
  23. У.Хогарт: принципы красоты в искусстве и природе
  24. Д.Дидро как теоретик изобразительного искусства
  25. Идеалистическая интерпретация изобразительного искусства в немецком романтизме
  26. Европейский романтизм и зарождение исследования проблемы стиля в теории искусства
  27. Теоретические работы Г.Земпера: проблематика и значение для исследования стилей в искусстве
  28. Творчество А. Гильдебранда и основные тезисы его теории искусства
  29. Интерпретация отдельного произведения по Г.Зедльмайру
  30. Современные российские теоретики искусства и особенности их вклада в изучение отдельных проблем художественной культуры (например, Б. Бернштейн и исследование первобытного искусства)
  31. Методы исследования искусства в творчестве Г.Вёльфлина (на примере книги «Ренессанс и барокко»).
  32. Исследование произведений изобразительного искусства у З.Фрейда.
  33. Классики психоанализа о творчестве Леонардо да Винчи.
  34. Проблемы творчества и искусства в исследованиях советских психологов первой половины XX века.
  35. Р. Арнхейм и особенности его вклада в исследование художественного восприятия
  36. Роль формального анализа в отечественных исследованиях изобразительного искусства.
  37. Формирование искусствоведческой науки в СССР и деятельность В. Лазарева.
  38. У. Эко и особенности интерпретации изображения в европейской семиотической традиции.
  39. Принципы анализа визуальной информации в трудах Р.Барта.
  40. Семиотические исследования в отечественном искусствоведении XX века.
  41. Ю. Лотман и особенности его подхода к анализу жанров изобразительного искусства.
  42. Исследование общих принципов канонического искусства в работах Ю. Лотмана и других исследователей второй половины XX века.
  43. В. Фриче и развитие европейской традиции социологического исследования искусства.
  44. Социологические исследования в отечественном искусствоведении последней трети XX века.
  45. Исследования психологии восприятия искусства в отечественном искусствоведении последней трети XX века.
  46. Социологические аспекты современной художественной критики.
  47. Современная художественная критика и философия искусства в публицистике начала ХХI века.
  48. Методологические особенности современной художественной критики.
  49. Специфика архитектурной критики в современной публицистике.
  50. Современное искусство в свете художественной критики последнего десятилетия.
  51. Роль канона в античной культуре и текст Поликлета.
  52. «Картины» Филостратов и концепция художественного совершенства эпохи поздней Античности.
  53. Этимологическая интерпретация в средневековых текстах по архитектуре.
  54. Место художника и анализ его деятельности в средне­вековых текстах.
  55. Рецептурный трактат в контексте художественной практики Средних веков и эпохи Возрождения.
  56. Иконоборчество в Византии: исторические предпосылки, теория и практика.
  57. Проблема символа и современные концепции трактовки средневекового изобразительного языка.
  58. Научно-исследовательское и педагогическое наследие Ц.Г. Нессельштраус.
  59. Интерпретация Средневековой культуры в исторических исследованиях школы И.М. Гревса и его последователей.
  60. Исследования в области медиевистики представителей школы русского зарубежья.
  61. Проблема иконографии средневекового искусства в трудах Э. Маля.
  62. Формальный метод анализа средневекового искусства в трудах А. Фосийона.
  63. Методологические подходы к анализу средневекового искусства Ю. Балтрушайтиса.
  64. Э. Панофский об основных проблемах изучения средневекового искусства.
  65. Жорж Дюби и концепция средневекового искусства в исследованиях школы «Анналов».
  66. Концепция «Долгого Средневековья» Жак Ле Гоффа и проблемы изучения средневековых традиций.
  67. Основные проблемы современной искусствоведческой медиевистики.
  68. Аббат Сугерий и эстетика Света. Проблема сложения концепции готического храма.
  69. «Книга рисунков» Виллара де Оннекура и место корпораций каменщиков в средневековой городской культуре.
  70. Художник в системе гуманитарных ценностей эпохи Возрождения.
  71. Образ современного художника в трактатах эпохи Раннего Возрождения.
  72. Понятие «Ренессанса» в контексте исследовательской практики XVIII – XXвеков
  73. Методологические особенности изучения искусства эпохи Возрождения.
  74. Принципы иконологических исследований в контексте изучения искусства эпохи Ренессанса.
  75. Концепция «Ренессансов» Э. Панофского в контексте исследовательской практики середины ХХ в.
  76. Образ ренессансного мастера в современной науке и художественной литературе.
  77. Венская школа искусствознания о Ренессансе. Основные направления исследований.
  78. Концепция Ренессанса в исследованиях Аби Варбурга.
  79. Архитектурная теория и практика эпохи Кватроченто.
  80. Теоретические труды и художественная деятельность мастеров эпохи Кватроченто.
  81. Трактат Леонардо да Винчи о живописи в контексте современной художественной культуры.
  82. Л.Б. Альберти как теоретик в контексте архитектурной практики эпохи Кватроченто.
  83. Творческий путь и личность Микеланджело в контексте трактатов об искусстве XVI века.
  84. Пьеро Аретино и проблема формирования художественной критики в европейской традиции XVI века.
  85. Архитектура Италии эпохи барокко в отечественной историографии.
  86. «Жизнеописания» Вазари: структура и концепция сочинения.
  87. Галилео Галилей как художественный критик.
  88. Творчество Караваджо в контексте художественных споров начала XVIIвека.
  89. Формирование классицистической теории и ее аполо­геты в Италии и Франции.
  90. Художественная концепция У. Хогарта и его «Анализ красоты».
  91. Салоны XVIII века в художественной критике. Проблемы эволюции методологии анализа.
  92. Дени Дидро и французское искусство второй половины XVIII века.
  93. «Романтическая битва» в художественной критике.
  94. «Готический вкус» в европейской культуре ХVIII – ХIХ веков.
  95. Стендаль как теоретик искусства и художественный критик.
  96. Теофиль Готье об искусстве прошлого и современности.
  97. Творчество Э. Делакруа в контексте художественной критики первой половины XIX столетия.
  98. Шарль Бодлер о современном искусстве.
  99. Эмиль Золя как художественный критик.
  100. Художественная критика об импрессионистах.
  101. Французские писатели XIX века о современном искусстве.
  102. Движение «Искусства и ремесла» в Англии середины XIX века и роль в нем Уильяма Морриса.
  103. «Последний день Помпеи» К.Брюллова в контексте становления русской художественной критики 1830-40-х годов.
  104. Ранняя критика В.В.Стасова и проблемы становления искусства критического реализма.
  105. Статьи В.Стасова 1870-90-х годов и их роль в формировании новых взглядов на искусство.
  106. Н.Н.Пунин – критик и теоретик конструктивизма. Роль теоретических текстов в становлении и развитии искусства начала 1920-х годов.
  107. Художественный журнал как феномен французской культуры рубежа XIX – ХХ веков.
  108. Символизм в художественной критике Франции конца XIX века.
  109. Французская художественная критика о творчестве П. Сезанна.
  110. Феномен постимпрессионизма в художественной критике конца XIX века.
  111. Художественная критика и теория искусства о кубизме.
  112. Фовизм в художественной критике.
  113. Творчество П. Пикассо в художественной критике ХХ века.
  114. Тристан Тцара и художественная критика о дадаизме.
  115. Сюрреализм в манифестах и художественной критике.
  116. Художественная критика об абстракционизме
  117. В. Вазарели и оп-арт в художественной критике.
  118. Поп-арт в теории и художественной критике.
  119. Джордж Сигал о реализме в искусстве.
  120. Художественная критика о гиперреализме.
  121. Умберто Боччони и итальянское искусство начала ХХ века.
  122. Основные тенденции развития художественной критики в XX веке.
  123. Даниэль Бирнбаум как художественный критик.
  124. Современная художественная критика и история искусства: пути взаимодействия.
  125. Современная галерейная и выставочная деятельность и актуальная художественная критика.
  126. Творческие поиски Кристиана Болтански в художественной критике.
  127. Видеоарт и современная художественная критика.
  128. Инсталляция как объект современной художественной критики. Проблема методологии.
  129. Роберт Сторр о современной художественной жизни.
  130. Творчество Ричарда Серра в современной художественной критике.
  131. Творчество Йозефа Бойса в современной художественной критике.