Композиция в произведении искусства

3 года ago Enottt Комментарии к записи Композиция в произведении искусства отключены

Сделать такую же страницу про перспективу

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.

Композиционные приемы

  • Центр (смысловой, композиционный);
    применение золотого сечения;
    ритм;
    статика и динамика;
    симметрия и асимметрия.

Законы композиции

  • Закон целостности;
    закон жизненности;
    закон контрастов;
    закон подчинённости;
    закон воздействия;
    закон новизны.

Виды композиции

  • Фронтальная — плоская (витраж, фреска, картина);
    объёмная — (Скульптура, архитектура);
    глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (архитектурный ансамбль).

Типы композиции

Членение на слои

Пространство создают фигуры, а не располагаются в нём, перекрывая друг друга и мерой своей законченности, и располагаясь ниже или выше на холсте. Такой тип характерен для иконы.

Членение на планы

Берёт свои истоки в эпоху Ренессанса. Картины при этом состоят из двух планов: хорошо развитого плана с действием и архитектурного или природного пейзажа. Позже стали появляться третий, четвёртый планы.

Построение пространства цветом

См. работу Михаила Врубеля «Сирень».

Интерьерное построение пространства
«Завтрак аристократа», «Сватовство майора» Павла Федотова.

Пластическое построение пространства

Построение пространства фигурами, имеет несколько разновидностей:

Фигуры надвигающиеся на зрителя
«Сдача Бреды» Диего Веласкеса.

Фигуры, движущиеся к зрителю или от зрителя
«Крестный ход» Прянишникова.

Композиция с выраженным композиционным центром
Композиция с использованием симметрии

Этот тип использовался в эпоху Ренессанса. Примеры — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Афинская школа» Рафаэля.

Линейно-пластическая композиция и ее основные составляющие: линия горизонта, центральная ось, диагонали. Статика и динамика композиции.

Композиция в живописи. Линейно-пластическая композиция и основные линии ее организации.

Из каких составляющих складывается композиция? Каково соотношение объекта изображения и фона / пространства на полотне картины?

Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной? Если присутствует движение, как оно направлено?

Соотношение композиции и колорита

Как именно этот тип композиции воплощен в данном графическом произведении ,каковы нюансы его использования. Характеристики формата (размер пропорции). Соотношение формата и композиции: изображение и его границы. Распределение масс в пределах листа. Композиционный акцент и его расположение; его соотношение с другими элементами; доминирующие направления: динамика и статика. Взаимодействие основных элементов композиции с пространственной структурой, расстановка акцентов.

Можно ли сказать, что здесь используются приемы свободной композиции или используется принцип рядоположенности (фигуры в одинаковых позах, минимум движения, повторяют друг друга)?

Как изображаются фигуры? Они подвижные, застывшие, стилизованные? (понятия композиции ?)

Кто писал о композиции:

  • Левандовский С. О сюжете и композиции // Художник. 1981, № 4. С.58-61.
  • Гончаров А. О композиции // Художник. 1981, № 6. С.34-37.
  • Волков — Композиция в живописи. + Вёльфлин. Посмотреть, распечатать. Раз купить не получаец.
  • Возможно, Раушенбах.
  • Про Виппера тоже не забываем. Список перенести в курсовую.
  1. Композиция/Основные законы/Закон воздействия // Coposic.ru
  2. Композиция/Основные законы/Закон новизны // Coposic.ru
  3. http://a-goncharov.ru/article/10.html  А. Гончаров, О композиции (проблемы теории композиции и предметного изображения на плоскости)