Открытие выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»

8 лет ago Enottt Комментарии к записи Открытие выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» отключены

7 июня 2016 года в Надворной галерее Зимнего дворца открылась выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», посвященная Лукасу Кранаху Старшему и его династии.

Открывая экспозицию, Михаил Борисович Пиотровский поприветствовал посетившего Эрмитаж Вадима Анатольевича Садкова, заведующего Отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, автора идеи выставки, и трех частных коллекционеров, произведения из коллекций которых вошли в состав выставки. Директор Эрмитажа отметил, что эта замечательная выставка, рассказывающая про Кранаха и про протестантство, которое рождает маньеризм.

В экспозицию входит более 80 живописных и графических работ не только Кранахов, но и их мастерской и произведений, связанных с их именем. Это работы из коллекций Эрмитажа и ГМИИ им.Пушкина, а также произведения из музеев Нижнего Новгорода, Берлина, Мадрида, Праги, из частных коллекций.

Лукас Кранах Старший принадлежит к главным мастерам немецкого Возрождения – художник, создавший огромное количество работ, исчерпавший все многообразие тем и сюжетов своего времени, знаменитый при жизни, он и сегодня остается ярким явлением, неизменно привлекающим внимание. Он родился в 1472 году в городе Кронахе в Верхней Франконии в семье художника Ганса Малера. Нам неизвестны его юношеские произведения, первые картины и гравюры, дошедшие до нас, созданы уже тридцатилетним мастером в Вене; несколько лет, проведенные в этом блестящем университетском городе, становятся очень важными для Кранаха.

В венский период в творчестве Кранаха ощущается типологическое родство с его немецкими предшественниками Гансом Поллаком, Михаэлем Вольгемутом, Фейтом Штоссом. Его одухотворенные пейзажи, проникнутые духом пантеизма, положили начало художественному направлению Дунайской школы. К этому же времени относятся замечательные портреты, лучшие из которых – парные изображения Иоханнеса Куспиниана и его жены Анны Путч (1502/1503, собр.Оскара Рейнхардта, Винтертур). Отзвук пантеистического мировосприятия Дунайской школы ощущается в  картине «Голгофа с предстоящими», 1515 (ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва), в композиции «Св. Иероним в пейзаже», середины 1510-х (Государственные музеи Берлина, Картинная галерея).

В 1505 году Кранах поступил на службу к саксонскому курфюрсту Фридриху III Мудрому в Виттенберг. Следующие полвека он остается придворным художником саксонских курфюрстов. 1509 год специалисты считают важнейшим в творчестве Кранаха: он выполнил большую картину «Венера с Амуром» (Эрмитаж). Никто до Кранаха не осмеливался создать изображение языческой богини в рост и обнаженной. Это был отважный шаг, сделанный под влиянием итальянских мастеров Возрождения.

В этот период вырабатывается женский идеал красоты – тот тип лица, который роднит всех кранаховских принцесс, нимф, Венер, Лукреций и Мадонн: сердцевидный овал лица с аккуратным подбородком, тонкий нос, маленький, четко очерченный рот и очень характерные узкие, чуть раскосые глаза. Черты, найденные в картине «Венера с Амуром», можно видеть в кротком большеглазом лице Марии с картины «Мадонна и  Младенец с гроздью винограда» (собр. Тиссен-Борнемиса, Мадрид). Они же видны и в «Мадонне с Младенцем, св. Екатериной и св. Варварой», написанной в 1512 (Государственный художественный музей, Копенгаген). В 1514 отзвуки этого идеала женской красоты доносятся с картины «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (Уффици, Флоренция).

В 1526 году Кранах создал портрет принцессы Сибиллы Клевской, ставшей постоянной моделью художника. Кроме ее собственных портретов, ее можно узнать и в образах Юдифи, Венеры, нимф. Черты Сибиллы отчетливо читаются в типе лица «Женского портрета» 1526 и «Мадонны с Младенцем под яблоней» (ок.1530, обе Государственный Эрмитаж).

Если женские персонажи художник приводит к некому общему идеальному типу, то мужские портреты отличаются большой точностью и индивидуальностью. Портреты, написанные Кранахом в виттенбергский период, поначалу имели отзвук выразительности, характерной для его венских работ, например, «Портрет Иоганна Твердого Саксонского и его сына Иоганна Фридриха» 1509 (Национальная галерея, Лондон). Затем «говорящие» портреты Кранаха довольно быстро сменились придворными, в какой-то степени схематичными. Многие из них тиражировались в огромном количестве его мастерской.

Кранах фактически создает иконографию одного из самых известных людей своего времени – Мартина Лютера, профессора Виттенбергского университета, с которым художник был не просто знаком, но связан глубокой личной дружбой. На выставке представлены парные «Портрет Мартина Лютера» и «Портрет Филиппа Меланхтона» мастерской Кранаха (оба из Государственного Эрмитажа).

Заказчиками Кранаха были как лютеране, так и католики,  несмотря на его протестантские убеждения. Кардинала Альбрехта Бранденбургского (1490-1545) Кранах Старший портретировал многократно. «Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского», 1526 (Государственный Эрмитаж) – это одно из четырех существующих полуфигурных изображений с повторяющимися положением головы и выражением лица.

Графика играет очень важную роль в искусстве немецкого Возрождения. Все крупные немецкие художники эпохи Дюрера, кроме Маттиаса Грюневальда, работали в печатной графике, и Лукас Кранах Старший не стал исключением. Хотя графика не занимает центрального положения в его творчестве, первые годы пребывания в Виттенберге были необычайно плодотворными в отношении этой техники. Кранах создает несколько ксилографий с изображением любимых забав курфюрстов – турниров и охоты. На выставке представлена гравюра «Второй турнир» (1509), входящая в серию из трех ксилографий, посвященных турниру, состоявшемуся годом ранее в Виттенберге. Также технику ксилографии Кранах использует, обращаясь к теме Страстей. Кранах закончил серию «Страсти Христовы» в 1509 году – наиболее плодотворном для его графического творчества. В Эрмитаже эта серия хранится почти полностью, за исключением «Оплакивания». Особый интерес представляют листы с раскраской гуашью и акварелью. Серию «Страсти Христовы» продолжает полностью представленный на выставке цикл «Мученичества апостолов» (1510-1511). На экспозиции впервые будут показаны рисунки Лукаса Кранаха Старшего «Распятие» (ок 1509-1512 гг) и «Мистическое обручение святой Екатерины» (ок. 1520) из собрания Эрмитажа. Две эти работы, были атрибутированы в процессе подготовки выставки, до этого они считались анонимными. С 1520-х годов Кранах почти перестает работать в гравюре, практически полностью предоставляя эту сферу деятельности художникам своей мастерской.

После 1537 года Кранах Старший постепенно стал удаляться от непосредственной деятельности мастерской, передав ее в руки своего второго сына двадцатидвухлетнего Лукаса. Сначала Лукас Кранах Младший повторял отцовские оригиналы, созданные в самых разных жанрах. Такова представленная на выставке картина «Христос и блудница» из собрания Государственного Эрмитажа. Постепенно он отказался от реплик и нашел свою живописную тематику. Часто художник создает картины-эпитафии, выбирая для них сюжет Воскресения. «Воскресение Христа с предстоящей семьей донатора (Эпитафия Михаэля Тойбера)» (собр.Константина Мауэргауза, Москва) – одна из интереснейших работ Лукаса Кранаха Младшего. В картине ощущается влияние нидерландской живописи, заметное в передаче фигуры Христа. На выставке можно увидеть несколько его работ: «Мадонна с Младенцем и гроздью винограда», ок.1537 (собр. Константина Мауэрзауза, Москва), «Христос и  блудница», 1530-е (Государственный Эрмитаж), его мастерской — «Меланхтон на смертном одре» (Государственный Эрмитаж), которые зрителю интересно будет сравнить с работами Лукаса Кранаха Старшего.

Мастерская Кранахов просуществовала около столетия, в ней работали четыре поколения художников. После смерти Лукаса Кранаха Младшего мастерской руководил его сын Августин Кранах, которому наследовал в свою очередь Лукас Кранах III, о чьих произведениях нам доподлинно ничего не известно.

Экспозиция, открывшаяся в Эрмитаже, до этого в несколько измененном составе была представлена в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве.

Куратор выставки – Мария Павловна Гарлова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Источник — Государственный Эрмитаж