Финансирование организаций культуры

В мировой практике существует три типа финансовых систем в сфере культуры, основанных, во-первых, на финансировании только за счет сборов; во-вторых, за счет сборов, частных вкладов и общественных пожертвований; в-третьих, за счет бюджетных ассигнований, сборов и пожертвований. Первые два типа финансирования широко распространены в США и Англии (так называемая англо-американская модель), третий тип финансирования, получивший название смешанного или многоканального финансирования (германская модель), широко применяется в европейских странах, включая Россию.

Основу многоканальной системы финансирования государственных учреждений культуры составляет государственное финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней, которое осуществляется в прямой и косвенной формах. Другие составляющие элементы многоканальной системы финансирования – это сборы проведения культурных мероприятий; доходы организаций культуры от прочих, в том числе предпринимательских, видов деятельности; общественных пожертвований, спонсорской и меценатской помощи.

Обычно прямое бюджетное финансирование сферы культуры устанавливается законодательными федеральными, региональными и местными органами власти в соотношении к основной части бюджета. По российскому законодательству финансирование сферы культуры должно осуществляться в размере 2% расходной части федерального бюджета и не менее 6% — бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Однако фактически финансирование культуры в России осуществляется гораздо в меньших объемах.

Прямое бюджетное финансирование сферы культуры и искусства осуществляется по ряду направлений, среди которых следует отметить:

  • финансирование культурных программ национального и регионального значения;
  • финансирование текущих расходов учреждений сферы культуры;
  • финансирование капитальных вложений;
  • целевые трансферты, гранты организациям и деятелям культуры, начинающим творческим работникам и т.д.

Прямое финансирование в России обеспечивает в среднем до 80% доходов массовых организаций культуры, в том числе по библиотекам – 86,7%, клубным учреждениям – 85,4%, по музеям – 81,3%, по театрам – 73,7% по концертным организациям и самодеятельным коллективам – 63,6% и т.д.

Косвенное финансирование учреждений культуры включает многообразные способы и направления, наиболее распространенными среди которых являются:

  • налоговые льготы организациям культуры, которые могут включать полную или частичную отмену выплат по отдельным налогам федерального и регионального уровня, например, НДС, налог на прибыль, земельный налог и ряд местных налогов. В некоторых странах практикуется частичная или полная отмена личных подоходных налогов для отдельных категорий творческих работников;
  • таможенные льготы;
  • льготы по оплате коммунальных услуг и арендной платы, предоставляемые как организациям, так и отдельным деятелям культуры;
  • предоставление льготных кредитов;
  • налоговые льготы для частных пожертвований, спонсоров и меценатов, которые выражаются обычно в уменьшении налогооблагаемой базы по прибыли на величину пожертвований на развитие культуры и искусства. В России налогооблагаемая прибыль в этих случаях уменьшается для предприятий до 5%, а для банков – до 3%.

Другими источниками доходов учреждений культуры являются: выручка от реализации товаров и услуг, дивиденды по ценным бумагам, доходы от собственности, другие не запрещенные законом поступления, добровольные взносы и пожертвования.

Негосударственные источники финансирования сферы культуры, наиболее распространенные в мировой практике, включают:

  • поступления от коммерческих организаций для осуществления совместных с государственными учреждениями культуры и искусства мероприятий и проектов;
  • средства общественных организаций, фондов, ассоциаций и других подобных учреждений, осуществляющих благотворительные пожертвования;
  • пожертвования частных лиц;
  • поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов;
  • поступления от лицензирования некоторых видов культурной деятельности, например, телерадиовещания;
  • налоги на доходы телевизионных компаний, аудиовизуальную продукцию и т.д.;
  • абонентную плату за радио и телевизионные программы;
  • международную поддержку.

В целом, тенденция такова, что роль этих источников в финансировании российской культуры будет повышаться.

  • Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре. =30