Основные элементы системы хозяйствования в сфере культуры

Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры

Систему хозяйствования в сфере культуры в самом общем виде можно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением ее развитием.

Уровни хозяйствования:

  • сфера культуры;
  • отрасль «культура и искусство»;
  • территория;
  • подотрасль (театры, концертные организации и др.);
  • отдельная организация.

Понятие хозяйственного механизма организаций куль­туры

Хозяйственный механизм организаций культуры можно определить как систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры.

Употребляемые в научной и учебной литературе понятия произ­водственно-финансовый механизм, организационно-экономический ме­ханизм и т.п. отражают более узкий срез общественных отношений. Организационно-экономический (или производственно-финансовый) механизм — составная часть хозяйственного механизма организаций культуры.

Хозяйственный механизм организаций культуры представляет со­бой совокупность целей и методов деятельности.

Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры

Общие черты

Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы управления. Это определяет его природу, тенден­ции изменения и принципы совершенствования.

Специфические черты

Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойст­венные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость

и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения

и др.).

Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры хотя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей решения существующих здесь экономических проблем не могут прово­диться в отрыве от культурных процессов, их качественной, «неизмеримой» стороны.

Ключевые требования к хозяйственному механизму ор­ганизаций культуры

В сфере культуры экономический интерес — составная часть мно­гогранных интересов коллектива организации, проявляющихся прежде всего в его потребности в творческом развитии.

Поэтому первое ключевое требование к хозяйственному механиз­му максимально возможное согласование творческих и экономиче­ских интересов организаций культуры.

Хозяйствование понимается как процесс реализации экономиче­ских интересов (государства, организации, работника). Как и в первом случае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие ме­жду указанными интересами. Отсюда вытекает второе ключевое тре­бование к хозяйственному механизму.

Механизм хозяйствования призван служить средством согласова­ния экономических интересов государства, коллектива организации культуры и отдельного работника.

Важнейший признак и составные компоненты экономиче­ской деятельности организаций культуры

Важнейший признак экономической деятельности орга­низаций культуры

Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов, то есть измерение ресурсов и результатов.

К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах.

К экономическим результатам относятся такие результаты преоб­разования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях:

отражающих потребности общества в получении соответствующих культурных благ;

позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведенными затратами.

Составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.

В экономической деятельности организаций культуры можно вы­делить три основных компонента:

  • процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в
    измеримые результаты;
  • действия по сопоставлению осуществляемых затрат и полу­
    чаемых результатов;

—             отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.
Все это делает правомерным вопрос о непосредственном измере­
нии и возмещении, окупаемости затрат организаций культуры.

С точки зрения возмещения затрат можно выделить два типа хо­зяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и не­коммерческий.

На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и неком­мерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК РФ).

Методы управления экономической деятельностью органи­заций культуры

Методы это способы, инструменты, с помощью которых осу­ществляется управленческое воздействие.

Существует 3 вида методов управления экономической деятельно­стью:

  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Административные методы

Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством  принуждения (команды, приказа и т.п.) Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.

Экономические методы

Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.

Социально-психологические методы

Социально-психологические методы воздействуют на экономиче­скую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в других отраслях.

Курс на переход от преимущественно административных к пре­имущественно экономическим методам. Это означает учет экономических интересов (коллектива организации и отдельного работника), ориентацию на партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах.

Основные подсистемы хозяйственного механизма организа­ций культуры

Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:

  • планирование;
  • финансирование;
  • ценообразование;
  • стимулирование;

Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные системы хозяйствования.

Планирование

Планы могут:

  • разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;
  • разрабатываться самостоятельно  и  утверждаться  (согласовы­ваться) вышестоящим органом;
  • разрабатываться и утверждаться самостоятельно.

Финансирование

По типу финансирования выделяют:

  • бюджетное финансирование (расходы покрываются за счет
    средств соответствующего бюджета);
  • самофинансирование (расходы покрываются за счет собствен­
    ных источников);
  • смешанное финансирование (расходы покрываются  за  счет
    средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников).

Ценообразование

Цены могут быть:

  • регулируемыми государством;
  • свободно устанавливаемыми;
  • договорными.

Стимулирование

Стимулирование бывает:

  • материальное и моральное;
  • индивидуальное и коллективное;
  • экономическое и административное.

Этапы развития системы хозяйствования организаций куль­туры

Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тес­но связано с изменением общего и специального законодательства.

Важнейшая черта хозяйственного механизма — степень само­стоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.

В основу выделения этапов изменения хозяйственного механизма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организа­ций культуры и вышестоящих органов управления.

Годы военного коммунизма {1917-1921гг.) — попытка огосударст­вления культуры и искусства. Начинается формирование системы пря­мого государственного руководства, централизованного управления организациями культуры.

Годы НЭПа (1922-1927гг.) — разгосударствление, децентрализация системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Пере­вод государственных организаций культуры на самоокупаемость. Уси­ление политико-идеологического контроля за творческой деятельно­стью.

Конец 20-х середина 60-х годов XX века — восстановление и утверждение системы централизованного управления. Идеологический диктат. Железная регламентация творческо-производственной и фи­нансово-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры партийно-государственным аппаратом.

Середина 60-х конец 80-х годов XX века — попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положе­ние о социалистическом государственном театрально-зрелищном пред­приятии (1968 г.), о парке культуры и отдыха (1972 г.). Расширяются пра­ва руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. При этом они приравниваются к предприятиям. Во главу угла ставится рост количественных показателей деятельности.

Конец 80-х 90-е годов XX века — попытка перехода к эконо­мическим методам управления.

С 1989 г. переход организаций культуры на новые условия хозяй­ствования. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Появление и развитие независимых частных орга­низаций культуры.

Конец 90-х годов XX века начало XXI века — сужение хозяйст­венной самостоятельности государственных и муниципальных учреж­дений культуры в свете принятия ГК РФ (I ч. — 1994 г., II ч. — 1996 г.), Налогового Кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.), вве­дения в действие Бюджетного Кодекса (с 1 января 2000 г.). Государст­венные и муниципальные учреждения культуры как проводники куль­турной политики соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Бюджетное финансирование, налоговые и иные экономические льготы в обмен на хозяйственную «несвободу».

Реструктуризация бюджетного сектора в Российской Федерации

Основные направления реформирования в данной сфере:

  • оптимизация действующей   сети   получателей   бюджетных средств;
  • уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных уч­реждений;
  • переход к новым формам финансового обеспечения предос­тавления государственных (муниципальных) услуг;
  • внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результаты.

Отсутствие адекватных форм государственной поддержки незави­симых некоммерческих организаций культуры. Возможные формы подобной поддержки:

  • целевое бюджетное финансирование проектов;
  • выделение помещений, в том числе на безвозмездной основе;
  • расширение налоговых льгот;
  • предоставление льготных кредитов;
  • оказание помощи в подготовке кадров;
  • обеспечение доступа к соответствующей информации.