Европейское искусство: живопись, скульптура, графика

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Фишер

, Петер Старший (Vischer, Peter der Altere) Ок. 1460, Нюрнберг — 1529, Нюрнберг. Немецкий литейщик эпохи Возрождения. Учился у отца — Германа Фишера, главы литейной мастерской в Нюрнберге, был его подмастерьем. В 1489 после смерти отца стал мастером и владельцем мастерской, которой руководил до конца жизни. Вместе с ним работали его сыновья: Герман, Петер, Георг, Пауль и Якоб. Многолетние исследования ученых привели к выводу, что Петер Фишер Старший был только литейщиком скульптур, модели для литья (деревянные, а позже глиняные и восковые) исполняли другие художники. Имена некоторых из них остаются нераскрытыми до сих пор. С 1513 модельщиками мастера становятся в основном его старшие сыновья. Таким образом, произведения, ранее приписываемые Фишеру Старшему и имеющие порой даже его подпись, оказались работами его мастерской. Среди них наиболее значительными творениями являются надгробия архиепископа Эрнста Саксонского (1494—1495, Магдебург, собор), графа Германа VIII Геннебергского и его жены (ок. 1510, Рёмхильд, городская церковь), а также статуи королей Артура и Теодориха для кенотафа императора Максимилиана, за основу образов которых были взяты рисунки А. Дюрера (1512—1513, Инсбрук, дворцовая церковь). В этой же мастерской была отлита и рака Св. Зебальда (1508—1519, Нюрнберг, церковь Св. Зебальда, большая часть скульптурного декора которой принадлежит Петеру Фишеру Младшему. Многолетняя деятельность литейной мастерской во главе с Петером Фишером Старшим сыграла важную роль в развитии немецкой скульптуры, способствуя овладению новыми материалами пластики — бронзой, латунью и другими металлическими сплавами.
Лит.: Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980; Meller S. Peter Vischer der Altere und seine Werkstatt. Leipzig, 1925.
Л. Алешина