Европейское искусство: живопись, скульптура, графика

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Фернандес, Грегорио

(Fernandez, Gregorio) Ок. 1576, Саррия — 1636, Вальядолид. Испанский скульптор. Уроженец Галисии, в юности переселился в Вальядолид, где жил и работал до конца жизни. Испытав отчасти влияние Хуана де Хуни и Помпео Леони, Фернандес воплотил в своем творчестве национальные особенности испанской скульптуры XVII в., стал главой кастильской школы. Слава его вышла за пределы Испании, в официальных документах он именовался не иначе как "знаменитый скульптор". Богатый дом Фернандеса, человека глубокого благочестия, служил пристанищем для больных и нищих города. Обширная мастерская, объединявшая молодые таланты, исполняла многочисленные заказы монашеских орденов. Объем работ, созданных Фернандесом и его помощниками в разные периоды жизни, был огромен. Круг этих произведений традиционен для испанской культовой скульптуры. Ведущая роль принадлежала большим резным раскрашенным алтарям для церквей Вальядолида и других испанских городов (1624, Витория, церковь Сан Мигель; 1625, Пласенсия, собор; 1610, собор в Миранда ду Дуро в Португалии). Наряду со сложными алтарными композициями мастер охотно обращался к созданию кустодий (сокровищниц) и реликвариев. В творчестве Фернандеса, отмеченном сдержанным драматизмом, преобладали суровые образы скорби и страдания (многочисленные распятия; "Се Человек"; Покоящийся Христос; Оплакивание; Скорбящая Мадонна, Вальядолид, Нац. музей скульптуры). Скульптор подчас злоупотреблял "бьющими по нервам" мотивам в изображении кровоточащих ран Христа, покоящегося на смертном ложе, его стонущего рта, закатившихся глаз, сохраняя при этом идеальность и красоту пропорций обнаженного тела. Одно из самых известных произведений — скульптурная группа Оплакивание (1616, Вальядолид, Нац. музей скульптуры); она замкнута в пределах простого, строгого по очертаниям силуэта, полна внутреннего напряжения. Выразительны жест взметнувшейся кисти правой руки Девы Марии, столь по-испански скупой и вместе с тем вобравший в себя и страстный религиозный порыв, и все отчаяние Матери, потерявшей Сына. В музее группа экспонируется в окружении двух распятых на крестах разбойников, что свидетельствует о ее былом участии в пасос — уличных религиозных процессиях, статуи для которых составили целую область творчества Фернандеса и его мастерской. В Испании и поныне большей популярностью, чем в других католических странах, пользуются религиозные праздничные процессии. Пасос (от исп. пассо — шаг, движение) — задрапированные тканями и цветами платформы, торжественные шествия по городским улицам, в которых проносят или провозят статуи и скульптурные группы, изображающие евангельские сцены. Скульптура превращена в одно из главных слагаемых синтетического театрализованного массового зрелища; она воспринимается в ином, не столько пластическом, сколько имитационном, декоративном, игровом аспекте. Ведущую в XVII в. тему Непорочного зачатия (Инмакулада Консепсьон) скульптор олицетворял то в женственно привлекательном облике юной Девы Марии (Вальядолид, церковь Кармен Экстрамурос), то в серии декоративно-условных и мистически-отвлеченных изображений. Сияющий острыми лучами ореол, словно драгоценная оправа, изолирует стоящую на пьедестале Мадонну в короне. Ее одеяния фантастически нарядны, покрыты узором из позолоченной бронзы и самоцветов, взор инкрустированных хрусталем глаз экстатичен. Творчество Грегорио Фернандеса оказало сильное влияние на развитие скульптуры в Испании и Португалии.
Лит.: Gomez Moreno M. E. Gregorio Fernandez, Madrid, 1953. Martin Gonzalez J. J. Se escultor Gregorio Fernandez. Madrid, 1980.
Т. Каптерева