Европейское искусство: живопись, скульптура, графика

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Кулисевич

, Тадеуш (Kulisiewicz, Tadeusz) 1899, Калиш — 1988, Варшава. Польский график. Учился в Школе декоративного и прикладного искусства в Познани (1922—1923) и в Академии художеств в Варшаве (1823—1927) у М. Котарбинского и В. Скочиляса. Участник объединения "Гравюра" (1927—1939). Преподавал в варшавской Академии художеств (с 1946). В 1930, 1937 и после Второй мировой войны много путешествовал по всему миру. Свои творческие замыслы Кулисевич обычно реализовывал не в отдельных, единичных рисунках, а в графических сериях, циклах. Поначалу художник чаще всего работал в гравюре на дереве, следуя урокам своего учителя Скочиляса. В циклах Шлембарк, Бацувка, Мефодий, Деревня в горах (1928—1936) Кулисевича интересовала жизнь крестьян горных деревушек. Исполненные в технике обрезной ксилографии, листы построены на контрастах света и тени, им свойственна драматическая экспрессия. Манеру мастера в это время характеризует резкий угловатый рисунок, лаконизм форм. Персонажи его работ — изможденные трудом крестьяне (Чистка картофеля, Бедняки, Женщина с четками, Резчик деревянных фигур). В послевоенные годы Кулисевич оставляет гравюру, обращаясь к рисунку тушью. Он исполнил большое количество серий, посвященных современной Польше. Особенно драматичен цикл Варшава 1945 (1945—1946), в котором художник воспроизвел руины польской столицы. Мастер запечатлел и многочисленные страны, которые посещал в те годы. Графический почерк Кулисевича существенно меняется. Он использует свободный перовой рисунок, лишь слегка тронутый отмывкой. Изящный, порой паутинный узор линий намечает предметы и фигуры, прихотливые, но точно схваченные движения, создавая убедительную картину танцующих людей (в цикле Мексика, 1957—1960), отдыхающих животных (в серии Индия, 1956) или летящих дельтапланеристов (Стальные птицы, 1970). Острее и экспрессивнее сюиты рисунков-иллюстраций к пьесам Б. Брехта Кавказский меловой круг и Мамаша Кураж и ее дети (1955). Линии здесь более своевольные и напряженные, контуры фигур обретают гротесковое начало, композиции подчеркнуто динамичны. Будучи преподавателем графики в варшавской Академии художеств, Кулисевич воспитал много молодых художников. Его школа обусловила высокий уровень современного польского графического искусства. Основная часть работ Кулисевича хранится в графическом отделе Нац. музея Варшавы.
Лит.: Гузе И. Кулисевич. Варшава, 1956; Тананаева Л. Тадеуш Кулисевич. М., 1965; Рисунки и гравюры Тадеуша Кулисевича: Каталог выставки. Л., 1975.
Л. Алешина