Европейское искусство: живопись, скульптура, графика

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Крозато

, Джованни Баттиста (Crosato, Giovanni Battista) Ок. 1697, Тревизо — 1758, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. Родился в Тревизо и сначала, по-видимому, обучался скульптуре у Дж. Маркьори, навсегда сохранив интерес к четкой пластической проработке объемов фигур в своих многочисленных алтарных образах и росписях, исполненных в Венето. Испытал влияние живописи Дж. Б. Тьеполо и С. Риччи, работал в манере, близкой последнему. Сцены "Святого собеседования" — Мадонна с Младенцем, св. Антонием Падуанским и св. епископом (Ватикан, Пинакотека), Мадонна на троне со св. Николаем Барийским и св. епископом (частное собрание), алтарные образы Св. Иосиф (Монселиче, Санта Джустиниана), Бог-Отец, Св. Дух и ангелы (Ровиго, церковь Санта Мария Аннунциата), полотно Королева сабинов поклоняется Соломону (частное собрание) — отмечены влиянием С. Риччи. Персонажи Священного Писания изображены в них в живом непосредственном общении. Крозато пользовался известностью и как создатель работ на сюжеты из древней истории и мифологии. Известный деятель эпохи Просвещения, венецианец граф Альгаротти заказал ему росписи своей виллы в Карпенедо с изображением сцен из Троянской войны. Во фреске Апофеоз поэзии (Венеция, Ка’Реццонико) расположенные у нижнего края росписи плафона четыре фигуры олицетворяют части света. Крозато использует прием Пьяццетты и Тьеполо, восходящий к эмилианской традиции, но не перегружает композицию фигурами, оставляя свободным иллюзорный прорыв в поднебесное пространство. Он как бы соединяет воедино элементы двух традиций декоративных росписей, получивших развитие в монументальной живописи Венето в XVIII столетии. Вокруг живописного поля овальной формы художник разместил скульптурные бюсты поэтов, исполненные в технике гризайли. Они заключены в волюты и эффектно дополняют аллегорическую композицию. На то, что Крозато увлекся техникой гризайли, указывал Луиджи Ланци, писавший, что "это один из тех мастеров, который обманывает глаз рельефом и своими крепкими иллюзорными изображениями, которые кажутся настоящими". Наибольшую известность художнику принесли работы для Королевского двора в Турине. В приемной королевского замка Ступиниджи в Пьемонте он исполнил фреску Жертвоприношение Ифигении (1732) и роспись двух лоджий с изображением рокайльных мотивов — путти, цветочных гирлянд, амуров, букетов, аллегорий Четырех времен года.
Лит.: Venice, Art and Architecture. Udine, 1997. Vol. II.
Е. Федотова