Европейское искусство: живопись, скульптура, графика

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Корви

, Доменико (Corvi, Domenico) 1721, Витербо — 1803, Рим. Итальянский живописец, деятельность которого связана с Римом. Пользовался большой известностью наряду с Карло Маратти. Владел частной школой "Академия" в Риме. Л. Ланци отмечал его незаурядное дарование: богатое воображение, прекрасное владение рисунком, умение передавать эффекты света и тени. С 15 лет обучался живописи у Ф. Манчини; в 1750 победил на конкурсе в Академии Св. Луки; с 1756 — член Академии Св. Луки; с 1757 возглавлял Школу обнаженной натуры в Риме. Крупной работой в 1754—1756 явились алтарные образы в церквах Рима и окрестностей по заказу кардинала Н. Антонелли. В церкви Св. Хоругви в Витербо исполнил фреску Казнь Иоанна Крестителя (1756—1757) и написал на своде две фигуры апостолов. В 1758 — цикл из четырех картин для церкви Св. Кьяры в Палестрине по заказу кардинала Доменико Орсини. В этих произведениях Корви еще сильны традиции римского барокко; в 1760—1780-е под влиянием Маратти манера художника претерпела изменения в сторону неоклассицизма. Эти тенденции проявились в росписях церкви Сан Марчелло ин Корсо (Нахождение Моисея, Жертвоприношение Авраама, 1762), тронного зала Капитолийского дворца (Климент XIII Реццонико крестит Григория Барбаросса в нефе Св. Марка, 1764—1766), портика палаццо Дориа-Памфили (Апофеоз Андреа Дориа, не сохранилась, эскиз — Миннеаполис, Музей искусств), мезонина палаццо Барберини (две сцены из жизни семейства Колонна, 1765; Станца ди Кьяроскуро, 1770). В Станца ди Кьяроскуро палаццо Барберини и фреске Триумф Аполлона (1771, Рим, вилла Боргезе) в наибольшей степени сказались увлечение Корви элементами неоклассицистической живописи, знание произведений А. Р. Менгса, Г. Гамильтона, П. Батони. Как подлинный "манифест" художника 2-й пол. XVIII в., увлеченного идеалами античности, смотрится Автопортрет в мастерской Корви (1785, Флоренция, галерея Уффици). В своей мастерской, удобно усевшись на античном стуле в ярком домашнем халате, он зарисовывает слепок статуи Геракла. Рядом — статуя Венеры Медичи, рельеф Суд Париса, олицетворяющие его веру в идеал прекрасного, воплощенный в искусстве древних. Доменико Корви, один из ярких мастеров Рима эпохи неоклассицизма, оказал значительное влияние на многих итальянских художников — Дж. Кадеса, Г. Ланди, В. Камуччини, Т. М. Конка и др.
Лит.: Honour H. The Age of Neo-Classicism. London, 1972; Rome in the Eighteenth Century: Catalogue / Ed. by E. Peters Bowron and I. I. Rishel. Philadelphia Museum of Art. Philadelphia, 2000.
Е. Федотова