Европейское искусство: живопись, скульптура, графика

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Караччоло

, Джованни Баттиста (Caracciolo, Giovanni Battista), прозв. Баттистелло (Battistello) Ок. 1570, Неаполь — 1637, Неаполь. Итальянский живописец. Караччоло принадлежит к мастерам неаполитанской школы, испытавшим сильное влияние Караваджо. Оно особенно чувствуется в таких работах Баттистелло, как Освобождение апостола Петра из темницы (1608, Неаполь, церковь Санта Мария делла Мизерикордия), Христос и самаритянка (Милан, галерея Брера), Чудо св. Антония (ок. 1607, Неаполь, церковь Сан Джорджо деи Дженовези). Эти полотна отличаются эффектными контрастами света и тени. В более поздних работах Караччоло эти эффекты смягчаются, по-видимому, под влиянием болонской школы. Вероятнее всего, в 1613—1615 Караччоло побывал в Риме, где познакомился со станковыми работами Аннибале Караччи. Влияние Караччи и болонской школы сказывается в его работах 1620-х, таких как Омовение ног (1622, Неаполь, церковь Сан Мартино, ныне — Нац. музей и галереи Каподимонте).
Лит.: Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков. М., 1966; Chastel A. Italian Art. London, 1963, 1972.
И. Смирнова