Европейское искусство: живопись, скульптура, графика

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Каналетто

(Canaletto), наст. имя Канале, Джованни Антонио (Canale, Giovanni Antonio) 1697, Венеция — 1768, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Учился у своего отца, театрального декоратора Б. Канале. Работал в Риме (1717—1720 и, возможно, в нач. 1740-х), Венеции, Лондоне (1746—1750, 1751—1756). Писал городские виды (ведуты). Начинал как художник-сценограф, помогая отцу в оформлении спектаклей для венецианских театров. В 1719—1720 участвовал в выполнении декораций для опер в театре Катраника в Риме. Под влиянием работавших в Риме венецианца Л. Карлевариса и голландского пейзажиста Г. Ван Виттеля обратился к написанию городских видов. Возможно, знал ведуты Дж. П. Паннини и В. Кодации с изображением римских античных памятников. Испытал также влияние пейзажа-каприччо М. Риччи. Сделанные во время пребывания в Риме зарисовки античных построек использовал в своих многочисленных ведутах римского периода (Арка Септимия Севера, 1719, Бергамо, частное собрание; Каприччо с руинами, 1720—1721, Венеция, фонд Дж. Чини). Исполненные широким пастозным мазком ранние ведуты Каналетто строятся на резких контрастах света и тени. О связи манеры художника с перспективными законами барочной сценографии свидетельствует эффектное сопоставление грандиозных руин Рима и маленьких фигур. Влияние каприччо М. Риччи сказалось и в несколько "романтизированной", загадочной атмосфере всего происходящего, особой манере написания "пушистых" растений, пробивавшихся сквозь руины величественных раритетов древности. Произведения этого периода отмечены стремлением овладеть передачей световоздушной среды в традициях М. Риччи и Г. Ван Виттеля, знакомых с завоеваниями тональной живописи голландцев. С 1723 Каналетто работает в Венеции. В ведутах 1730-х он отказывается от принципов построения иллюзорного перспективного пространства и овладевает новыми приемами, связывая с ними и живописные поиски. Предельно точно, с помощью используемой и ранее в сценографии камеры-обскуры художник фиксирует оптический ракурс определенного городского вида. Стремясь ко все более широкому охвату панорам, он четко выстраивает пространство, как бы приближая его к зрителю. Документальность сочетается в его произведениях с поэтичностью, по-венециански красочной передачей атмосферы города. В полотнах Прием французского посла в Венеции (1724, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Возвращение Бучинторо к молу в день Вознесения (1726—1727, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Кортеж дожа на кампо Сан Рокко (1720-е, Лондон, Нац. галерея) передан колорит Венеции в дни торжеств, связанных с выездами дожа, приемами иностранных послов, праздников в честь святых. Полихромия произведений с изображением событий, значительных для жизни Венцианской республики, сменяется более приглушенной гаммой в картинах, на которых запечатлена будничная жизнь города (Мастерская мраморщиков в Сан Витале, 1730, Лондон, Нац. галерея; Рио деи Мендиканти, 1730-е, Милан, частное собрание; Церковь Сан Джованни и Паоло со скуолой Сан Марко, 1725—1729, Дрезден, Картинная галерея). Скромные уголки города — маленькие площади, узкие улочки, набережные и каналы с пересекающими их изящными арками мостиков оживлены фигурками рыбаков, торговцев, грузчиков, прогуливающихся дам и кавалеров, силуэтами черных гондол, управляемых нарядными гондольерами. Пейзажи 1730-х написаны легкими мелкими мазками, в них нет напряженной динамики больших красочных пятен ранних римских каприччо. В соответствии с перспективными задачами Каналетто использует более тонкие и разнообразные градации светотени. Ведуты художника с изображением любимых им и часто варьируемых уголков города, отдельных памятников — площадей Сан Марко и Пьяццетты, перспективы Большого канала, церквей Сан Джорджо Маджоре и Санта Мария делла Салюте — навсегда остаются в памяти как вечные образы города, вызывающие элегические воспоминания о нем (Большой канал в сторону Ка’Фоскари, 1730-е, Рим, Нац. галерея; Площадь Сан Марко с Пьяццеттой, 1730-е, Вашингтон, Нац. галерея). Пластически точно выписанные постройки Пьяцца Сан Марко и Пьяццетты, яркие фасады дворцов Большого канала переданы кистью венецианского художника, умеющего создать колористическую симфонию из красок неба, воды и архитектуры. С кон. 1730-х и в 1740-е Каналетто работал по заказам английских коллекционеров. Он создавал серии реальных и воображаемых ведут с изображением известных уголков и памятников города, повторяя старые мотивы, как, например, в полотнах серии из 24 ведут для лорда Бедфорда (Кампо скуолы ди Сан Рокко, Мол от Бачино ди Сан Марко, обе — 1730—1731, Англия, аббатство Вобурн, собрание Бедфорд; Дворец дожей от Бачино ди Сан Марко, 1730—1731, Флоренция, галерея Уффици). В 1746—1756 Каналетто работал в Англии, где выполнял заказы английской знати. Художник писал главным образом виды Лондона, берегов Темзы, интерьеры средневековых капелл (Вид Лондона, 1746, Лондон, частное собрание; Капелла в Итоне, 1747; Гринвичский госпиталь в Лондоне со стороны Темзы, 1747—1750, обе — Лондон, Нац. галерея). Лондонские мосты, собор Св. Павла, Виндзорский замок предстают окутанными туманной дымкой, присущей влажной атмосфере северного города. В каждом лондонском виде, как и в ведутах Венеции, звучит своя особая элегическая нота. В Автопортрете (1746, Англия, частное собрание) Каналетто запечатлел себя на фоне купола собора Св. Павла со свитком в руке, фиксирующим наблюдаемый лондонский вид, словно из окна. В Англии им был создан ряд живописных и графических ведут по воображению. Как прекрасный рисовальщик и гравер Каналетто был известен еще в Венеции, работая главным образом по заказу консула Великобритании в Венеции Дж. Смита. Серия рисунков с натуры и гравюры художника хранятся в Королевских собраниях Виндзорского замка, значительным графическим собранием Каналетто обладают и галереи Венеции. По возвращении из Англии в 1756 Каналетто изредка писал картины маслом, повторяя главным образом старые темы (Палаццо Гримани, 1756, Лондон, Нац. галерея; Каприччо с классическими мотивами, 1756, Милан, галерея Польди-Пеццоли; Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем, ок. 1763—1774, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Лишь в 1763 художник стал членом венецианской Академии художеств. Каналетто принадлежит исключительная роль в развитии европейского пейзажа XVIII—XIX вв. Им был создан классический тип венецианской ведуты, в которой документальная точность соединилась с завоеваниями тональной живописи XVIII столетия. Художник сделал ведуту высоко-поэтичным искусством. Достижения Каналетто в разработке передачи световоздушной атмосферы оказали значительное влияние на европейское искусство XVIII—XIX вв.
Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Pittaluga M. Canaletto. Venezia, 1934; Moschini V. Canaletto. Milano, 1954; L’Opera completa di Canaletto / Pref. di G. Berto. Apparati critici di L. Puppi. Milano, 1968; Pallucchini R. Canaletto. Firenze, 1970.
Е. Федотова