Европейское искусство: живопись, скульптура, графика

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Кампен

, Робер (Campin, Robert) Ок. 1378—1380, Валансьенн — 1444, Турне. Нидерландский живописец. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в своей стране. Имя художника встречалось во многих старинных документах, но без указания созданных им произведений. В начале XX в. была выдвинута гипотеза, затем подкрепленная достаточно вескими доказательствами, о его тождестве с анонимным Мастером из Флемаля, довольно обширный круг работ которого был уже известен. В настоящее время эта гипотеза принята большинством ученых. Кампен работал в Турне, гражданином которого стал в 1410, был городским живописцем, имел большую мастерскую и много учеников, в т. ч. Рогира ван дер Вейдена. В 1423 участвовал в восстании горожан против патрициата, став после этого членом нового городского управления. В дальнейшем социальное положение его резко изменилось, и он подвергся преследованиям. В 1427 Турне посетил Я. ван Эйк и, по всей видимости, познакомился с искусством Кампена. Среди работ Кампена преобладают алтарные композиции, выполненные по заказам горожан. Особенно часто обращался он к образу Мадонны с Младенцем, писал портреты. Все работы Кампена исполнены масляными красками на деревянных досках. Ранние произведения художника еще тесно связаны с традициями готики. Так, в картине Рождество (ок. 1420—1425, Дижон, Гор. музей) для разъяснения сюжета используются надписи на картушах. В композиции Злой разбойник на кресте (ок. 1430, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), составляющей часть более крупного, целиком не сохранившегося алтарного образа, фигуры даны на золотом фоне. Однако в том же Рождестве мастер обращается и к изображению натурного пространства — уходящего вдаль пейзажа. В дальнейшем творчестве Кампена усиливаются бытовые черты. Сцены даны обычно в интерьерах, решенных как комнаты бюргерского дома (Алтарь Верля, 1438, Мадрид, Прадо; Мадонна с Младенцем у камина, нач. 1430-х, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Своеобразен тип Мадонны, обозначаемый исследователями как "бюргерская Мадонна" — с широкоскулым лицом, крепкой здоровой фигурой; ее устойчивая спокойная поза обычно подчеркивается широко раскинувшимися книзу складками одежды. С любовной тщательностью воспроизводит художник простые предметы бытовой обстановки — рукомойник, подсвечник, чашу; каждый из них имеет религиозно-символическое значение, зримо свидетельствующее о духовно-телесной чистоте Девы Марии как идеале, поставленном перед заказчиком образа. Сквозь открытые окна видны уютные уголки городского или сельского пейзажа. Художник стремится передать пространственную глубину, но делает это чисто эмпирическим путем, не прибегая к рационалистическим перспективным построениям. Для колорита его характерно сочетание звучных глубоких тонов, в которых доминируют красный и синий. В портретах Кампен старается точно следовать натуре — таковы парные Мужской портрет и Женский портрет (Лондон, Нац. галерея). Порой образ решается с подчеркнутым прозаизмом (Портрет Робера де Масмина, ок. 1420, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса; Берлин, Гос. музеи), но в любом случае портреты поражают убедительной реальностью облика. Характерной их чертой является также погруженность модели в себя, отсутствие контакта со зрителем. Подчеркнутая пластичность портретного образа перекликается с трактовкой фигур Марии с Младенцем и Св. Вероники; объемность пластики еще более заметна в Троице, написанной гризайлью, в живописной технике, имитирующей скульптуру (все три картины относятся к несохранившемуся алтарю, происходящему из Флемаля; ныне — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Проникновенная любовь к реальности жизни, в которой кисть художника стремится открыть черты взаимопроникновения божественного и человеческого миров, мастерство "говорящей детали", поэтический натурализм фигур, обстановки, пейзажа — все это позволяет рассматривать Кампена как крупнейшего предшественника, возможно, и наставника Яна ван Эйка.
Лит.: Destree J. Le Maitre de Flemalle. Bruxelles; Paris, 1930; Tolnay Ch. de. Le Maitre de Flemalle et le freres van Eyck. Bruxelles, 1937; Frinta M. S. The genius of Robert Campin. The Hague; Paris, 1966.
Л. Алешина