Европейское искусство: живопись, скульптура, графика

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Фрагонар

, Жан Оноре (Fragonard, Jean Honore) 1732, Грасс — 1806, Париж. Французский живописец и график. Признанный исследователями как один из самых значительных европейских мастеров XVIII в., Фрагонар с кон. XVIII до сер. XIX в. пережил эпоху почти полного забвения. Его живописное наследие оказалось перегружено сомнительными атрибуциями, плохими копиями и просто подделками современников. Необыкновенное разнообразие и плодовитость его кисти до сих пор изумляют знатоков. Как бы ни усложняли эти особенности ясное представление о художнике, но именно в разнообразии и свободе кроется огромное обаяние Фрагонара. Родившийся на юге Франции, Фрагонар рано оказался в Париже, семья прочила его в ученики нотариуса. К счастью, он быстро понял свои склонности и начал учиться у Буше, Шардена и затем снова у Буше, который вскоре решительно выделил талантливого юношу из остальных учеников. В 1752 Фрагонар получает первую премию римского конкурса. Его ранние ученические работы очевидно подражают манере Буше, но уже выдают твердую и уверенную руку. Годы, проведенные Фрагонаром в Италии (1756—1761) в компании с Робером и богатым любителем искусств аббатом Сен-Ноном, окончательно сформировали молодого мастера; работы этого периода демонстрируют сложившееся и уверенное мастерство (Гроза, 1759, Париж, Лувр; Маленький парк, ок. 1760, Лондон, собрание Уоллес). Второй парижский период творчества художника (1761—1773) начинается с быстрого и легкого официального признания: представленная им в Салон 1765 мифологическая композиция Корез и Каллироя (Париж, Лувр) безусловно принята академическими критиками и самим королем. Однако Фрагонар удивительно равнодушно отнесся к собственному успеху, он решительно отказывается от академической карьеры и даже перестает интересоваться официальными заказами. Отныне он увлеченно и пылко работает для частных покупателей, как будто наслаждаясь свободой и разнообразием заказов, огромным успехом действительно превосходных картин этого периода (Счастливые возможности качелей, 1767, Лондон, собрание Уоллес; Музыка, Вдохновение, Портрет Дидро, все — 1769, Париж, Лувр). Но 1760-е приносят с собой резкую перемену вкусов, на волне бурного увлечения классицизмом недавно еще любимые и модные художники начинают внезапно подвергаться насмешкам и гонениям. Не удается избежать этой участи и Фрагонару; тяжело переживая ситуацию, он уезжает путешествовать, сначала на родной французский юг, а затем в Италию и Австрию (1773—1774). Творческим результатом поездки стали многочисленные превосходные путевые зарисовки, выполненные в технике сангины и слависа. Последний парижский период художника (1774—1806) постепенно скучнеет событиями и фактами. Страстная творческая активность Фрагонара снижается, то счастливое время, когда он писал, как будто не чувствуя преград и затруднений, и портреты, и пейзажи, и декоративные композиции, гедонистические или откровенно пикантные жанровые сцены, проходит. Фрагонар по-прежнему кажется всемогущим живописцем, но под влиянием обстоятельств он пишет все меньше и меньше. Еще предстоит разобраться в запутанных деталях позднего периода художника, но такие знаменитые его произведения, как Поцелуй украдкой (1780-е, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Портрет Давида (частное собрание), с прежней силой демонстрируют его чувственный темперамент, свободу легкого, экспрессивного мазка и редкий дар импровизации.
Лит.: Золотов Ю. К. Фрагонар. М., 1959; Федотова Е. Д. Фрагонар. М., 2004; Reau L. Fragonard, sa vie et son ?uvre. Paris, 1956; Fragonard. Exposition. Grand Palais: Catalogue. 1987.
Н. Золотова