Европейское искусство: живопись, скульптура, графика

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Фостель

, Вольф (Vostel, Wolf) Род. 1932, Леверкузен. Немецкий график, акционист и мастер видеообъектов. Обучался фотолитографии в Кёльне (1950—1953). Занимался свободной неакадемической живописью и экспериментировал с техникой печати в Художественно-промышленной школе города Вупперталя (1954). Посещал Высшую школу искусств в Париже (1955—1956) и Гос. художественную академию в Дюссельдорфе (1957). С 1955 Фостель занимался теорией и практикой "де-коллажа", т. е. создавал композиции приемом демонтажа полиграфической продукции современных масс-медиа: художник разрезал либо разрывал на куски документальные фотографии и рекламные плакаты, частично покрывал их пятнами краски, а также в поиске новых оптических эффектов неоднократно переснимал и копировал "оригиналы" (Перефункционирование, 1969, Мюнхен, галерея Отто ван де Лоо). В ироническом амплуа некоего разрушителя и террориста Фостель уничтожал общественно-культурные и социальные стереотипы и клише, осмысливал свою творческую деятельность как подобие политического демарша. Он охотно вторгался в визуально-технический мир рекламы и взламывал традиционный механизм воздействия средств массовой информации (Кока-кола, 1961; Мисс Америка, 1968, обе — Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг). В нач. 1960-х Фостель стал одним из основателей и идеологов интернационального художественного движения "Флюксус" и отчасти продолжил в искусстве традицию дадаизма. Сотрудничая с Н. Дж. Пейком, Й. Бойсом, Б. Броком и некоторыми другими мастерами, он принимал активное участие в многочисленных коллективных акциях и фестивалях (Интернациональный фестиваль новой музыки Флюксус, 1962, Висбаден). У Фостеля такая театрализованная форма, как хеппенинг (от англ. — происшествие), к которому художник обратился с 1958, оказалась сильно приближенной к социально-политической акции (хеппенинг Театр на улице, 1958, Париж; 24 часа хеппенинга, 1965, Вупперталь, галерея Парнас). Его манифестации нередко охватывали весь городской и пригородный ландшафт и апеллировали к исторической памяти зрителя, как, например, в пацифистском хеппенинге под названием В Ульм, вокруг Ульма, кругом по Ульму (1964). Включив в игровое пространство различные городские объекты, он изменял их функциональное назначение: если на автомойке машину мыли кровью, вытекавшей из развешенных в помещении туш убитых животных, то здание городской скотобойни служило местом парковки автомашин; действующий военный аэродром был превращен в подобие музея, а сауна уподоблена газовой камере. Выразив общую для западногерманской студенческой молодежи 1960-х философско-мировоззренческую позицию, Фостель совместил политический протест с сарказмом и игрой. В 1963 Фостель примкнул к творческому движению "капиталистический реализм", созданному немецкими художниками Г. Рихтером и З. Польке, и иронически противопоставленному соцреализму (плакат Графика капреализма, 1967, Берлин, Стольпферлаг). В 1972 на основе собственной инсталляции Фостель создал "капреалистическую" фотографию с изображением 10 000 безымянных ложек и вилок, которые на фоне колючей проволки концентрационного лагеря уподоблялись символическому атрибуту смертной казни (Термоэлектрические жевательные резинки — TEK, Дортмунд, музей в Оствальде). С нач. 1960-х Фостель обратился к мультимедиа. Его видеоскульптура 4 см2. ТВ Флюксуса (1974, Карлсруэ, Центр искусства и медиатехнологий) представляла собой телевизор, полностью "упакованный" в бетонный панцирь. Светящийся голубой экран включенного аппарата можно было увидеть только через маленькое окошко в монолитной броне, размер которого составил всего 4 см2 (аналогично: Бетон — ТВ — Париж, 1974, Карлсруэ, Центр искусства и медиатехнологий). Его телевизор как будто бы предлагал только искаженную частичку некой большой информации. Такие повседневные предметы урбанистического мира, как телевизор, стул, автомобиль, и его отдельные запчасти Фостель рассматривал как фетиши современного человека и подвергал различным манипуляциям и художественным обработкам (Бетонный стул, 1969, Берлин, Нац. галерея).
Лит.: Vostells Retrospektive 1958—1974: Katalog. Berlin, 1975; Vostell und Berlin. Leben und Werk, 1964—1981: Katalog. Berlin, 1982; Wolf Vostell. Das malerische Werk: Katalog. Lewerkusen, 1992; Morschel J. Deutsche Kunst der 60-er Jahre. Plastik, Objekte, Aktion. Munchen, 1972.
Е. Орлова