Археологический словарь

Археологический словарь
C D H K P R S T А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Анимализм

    (от лат. animal — животное), господствующее направление художественного творчества позднего плейстоцена, выражающее историческую неповторимость искусства палеолита. Доминирующий образ зверя определяет единство малых форм и пещерного искусства. При всей яркости четвертичный А. лишь частично запечатлел состав ледниковой фауны. Он был ограничен тремя сюжетными группами. Одну из них составляют «промысловые» виды (бизон и бык, дикая лошадь, северный олень, мамонт, шерстистый носорог, каменный баран), являвшиеся основными объектами коллективной охоты. Вторая группа — вымирающие к концу палеолита пещерные хищники (лев, тигр и особенно медведь) — противостояние им палеоантропа заключало в себе основную историческую драматургию эпохи (см. Натуральное творчество, Медвежьи пещеры). Последняя группа — птицы и рептилии (змея, черепаха) — совершенно не поддается рационально-«экономическому» объяснению. Оправданнее (см. Анимизм, Антропоморфный комплекс, Венеры палеолита) видеть здесь аллегорические символы, необходимые для фантастико-мифологического объяснения мира. В мадлене тематика расширяется (многочисленные изображения рыб, одиночные — волка, зайца, отдельных растений и др.), но тем не менее на стенах пещер видятся не «рисунки с натуры», не «фотографический реализм», а обобщенно-художественные модели. Фигуры подаются изолированно, в полном отрыве от всего природного фона (фото 5, 34, 51, 52, 55). Вслед за эстетической аранжировкой двуногого профильного контура (см. Раннеориньякский рисунок) последовательно намечаются переход к обозначению всех четырех конечностей, вызревание простейших композиций, основанных на повторении профильных контуров животного одного вида (позднее такой прием трансформируется в профильно-полосовую композицию), монохромная, а затем и полихромная («фреска») роспись, единичные разнофигурные композиции (например, в «шахте с мертвецом» Ляско — фото 6). Объективная сущность А., поэтизировавшего столь важное в ледниковых условиях охотничье производство, семантически совершенно ясна. Таинственным остается все богатейшее конкретно-жизненное содержание мифологической философии палеолита (в т.ч. фантастические звери, сочетающие в себе признаки разных видов), формируемой А. и его же выражавшей. Вероятно, здесь проявились общий синкретизм сознания и диалектическое сплетение творческого воображения с его первобытно-иррациональными формами (т.е. логикой охотничьей магии, анималистическим тотемизмом, орудийным фетишизмом и архаичным анимизмом).
    
    Фото 6. Композиция из «Шахты с мертвецом» пещеры Ляско.