Ресурсный потенциал сферы культуры

8 лет ago Enottt Комментарии к записи Ресурсный потенциал сферы культуры отключены

Общее понятие ресурсов

Слово "ресурс" в переводе с французского языка означает вспомогательное средство, источник.

В качестве ресурсов культуры можно рассматривать средства, возможности, которые используются для создания культурных ценностей и благ.

Виды ресурсов

Ресурсы культуры подразделяют на ресурсы творческого производства и духовного восприятия.

Ресурсы духовного восприятия определяются:

  • свободным временем;
  • доходами населения и уровнем цен; уровнем культуры.

Ресурсы творческого производства.

Экономические ресурсы:

  • —     трудовые;
  • —     капитал (материальные, денежные и интеллектуальные средства)
  • —     природные;
  • —     предпринимательская способность.

Иные ресурсы:

  • —     временные;
  • —     творческие;
  • —     информационные;
  • —     правовые;
  • —     специфика места;
  • —     ресурсы публичности.

Трудовые ресурсы — люди, занятые в отрасли "культура и искусство". Высокий уровень образования, преимущественно умственный, интеллектуальный характер труда.

Материальные ресурсы — основные и оборотные фонды.

  • Основные фонды — часть имущества организаций, которая используется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты.
  • Оборотные фонды — часть имущества организаций, целиком потребляемая в одном производственном цикле и полностью переносящая Ьвйю стоимость на изготовляемый продукт.

Преобладание пассивных элементов основных фондов (зданий, сооружений). Тенденция к росту активной части основных фондов.

Влияние оснащенности основными фондами на качество культурного продукта

Увеличение затрат материальных ресурсов на единицу продукта организаций культуры.

Денежные ресурсы — совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении организации и представленных в виде банковской и кассовой наличности, средств в расчетах и т.д. 'Iй Природные ресурсы — естественные ресурсы, которые используются в процессе создания культурных благ. К ним относят земельные участки, зеленые насаждения (в ПкиО, ландшафтных музеях-заповедниках и т.д.), воду и др.

От имени органов государственной власти и местного самоуправления землей уполномочены распоряжаться соответствующие земельные комитеты. Организации культуры, расположенные в отдельно стоящих зданиях, оформляют специальные документы — акты землеотвода.

Предпринимательская способность — набор качеств, умений и способностей человека, позволяющих находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания культурных благ, принимать разумные, последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.

Временные ресурсы: период (сезон) и режим работы организаций культуры. Важное значение имеет время начала и окончания мероприятия, его "возраст". Необходимость внедрения современных социокультурных и управленческих технологий. Связь временного ресурса с Фактором моды.

Творческие ресурсы: творческий потенциал создателей культурных ценностей и благ, культурное наследие, традиции. Уникальный, "стратегический" характер творческих ресурсов. Их воздействие на эмоциональное состояние человека.

Информационные ресурсы включают музейные и библиотечные фонды, архивы и базы данных организаций культуры, статьи и рецензии в СМИ, афиши, буклеты и др. Предпосылки к созданию единого информационного пространства. Использование электронных информационных ресурсов, в частности, Интернета.

Правовые ресурсы — совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, включающая:

  • —      международные акты;
  • —      Конституцию Российской Федерации;
  • —      федеральные конституционные законы;
  • —      федеральные законы (общие и специальные);
  • —      указы Президента РФ;
  • —      постановления Правительства РФ;
  • —      акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, госкомитетов и т. п.);
  • —      конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • —      акты органов местного самоуправления;
  • —      учредительные документы и локальные нормативные акты организаций.

Специфика места возникает из-за разницы культурных потенциалов, образов территорий, стиля жизни, характеристик населения и т. п.

Ресурсы публичности обеспечивают актуализацию культурного наследия, опыта, ценностей. Значение PR-технологий для создания имиджа субъектов культурной деятельности.

Ресурсы творческого производства находятся между собой в определенном количественном и качественном соотношении. На современном этапе наметилась тенденция перехода от традиционных ограниченных экономических к синергетическим, саморасширяющимся ресурсам (информация, право, публичность, специфика места).