Принципы и факторы размещения организаций культуры

4 года ago Enottt Комментарии к записи Принципы и факторы размещения организаций культуры отключены

Главные принципы размещения организаций культуры

Главными принципами размещения являются:

  • — соблюдение оптимальных пропорций между развитием объектами промышленности и социально-культурного комплекса;
  • — обеспечение максимальной доступности культурных благ для населения;
  • — выравнивание уровней обеспеченности организациями культуры по регионам, включая равноправное развитие национальных культур.

Основные факторы, влияющие на размещение объектов культуры

На характер размещения объектов культуры влияют следующие основные факторы:

  • — тип населенного пункта (город, село);
  • — административный статус населенного пункта;
  • — численность населения и его плотность;
  • — социально-демографическая структура населения (пол, возраст, уровень образования и др.);
  • — исторические и культурные традиции территорий;
  • — природно-климатические условия;
  • — особенности национальных обычаев;
  • — экономическая ситуация в регионе.

Фактор географического положения, влияющий на размещение объектов культуры:

  • — близость к крупному культурному центру (например, ближнее Подмосковье);
  • — статус курорта всероссийского значения (например, Сочи).

Нормативные правовые акты, регулирующие размещение объектов культуры.

В законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г.):

—    предусматривается сбалансированность в создании объектов хозяйственного и культурного назначения (ст.48);

—    определены приоритеты в развитии организаций культуры в сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях (ст.49).

В 1996 году Правительством Российской Федерации в качестве социальных нормативов одобрены нормативы обеспеченности населения учреждениями культуры по их видам. Эти нормативы не распространяются на Москву и Санкт-Петербург. В целом они задают состав учреждений культуры и основные характеристики их материальной базы в зависимости от типа населенного пункта, численности населения и административного статуса. Так, профессиональные театры и концертные залы создаются в городах с численностью населения свыше 100 тыс. чел., норматив обеспеченности устанавливается в виде количества мест на 1000 жителей: 4-5 — для театров и 1-4 — для концертных залов.

Для регионов данные нормативы носят ориентировочный, рекомендательный характер. Реальные потребности конкретных территорий в увеличении сети организаций культуры определяются, исходя из анализа социально-демографической, экономической и социокультурной ситуации.

Показатели обеспеченности населения учреждениями культуры

Для анализа обеспеченности населения учреждениями культуры используются «сетевые показатели», которые принято подразделять на простые и сложные.

Простые (абсолютные) сетевые показатели отражают общее количество учреждений культуры.

Сложные сетевые показатели выражаются в виде относительных величин: количество учреждений культуры на 1 000 (10 000) жителей, число посадочных мест на 1 000 (10 000) жителей или на одно учреждение культуры.

Основные тенденции развития отрасли «культура и искусство» на современном этапе.

  1. Разрушение отраслевой «вертикали» — формирование иерархии органов управления культуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
  2. Структурные сдвиги в отрасли. Сокращение сети массовых учреждений культуры (библиотек, клубов), парков культуры и отдыха. Рост сети театров, концертных организаций и коллективов, музеев.
  3. Диверсификация и интеграция. Развитие новых типов учреждений культуры, которые одновременно используют многообразные формы деятельности, традиционно относящиеся к различным видам учреждений культуры и даже к другим отраслям социальной сферы — центров досуга, эстетических центров, социально-культурных и культурно-спортивных комплексов и др.
  4. Развитие альтернативных государственным организаций культуры. Формирование в культуре частного сектора (в основном, в концертном и галерейном деле). Расширение спектра общественных движений и объединений в культуре.
  5. Разделение организаций культуры на коммерческие и некоммерческие. Развитие коммерческого сектора.
  6. Появление нетрадиционных, внебюджетных источников финансирования государственных (муниципальных) некоммерческих организаций культуры: доходов от реализации авторских прав, доходов от предпринимательской деятельности, средств спонсоров, грантов благо творительных фондов и т. п.
  7. Развитие элементов рыночной инфраструктуры культурной деятельности — театральных агентств, продюсерских фирм, бирж (ярмарок), фондов, негосударственных вузов культуры и искусств и др.
  8. Внедрение в деятельность организаций и органов управления культуры новых информационных и управленческих технологий   (социально-культурное проектирование, фандрейзинг, связи с общественностью — PR и т. д.).